Россия может потерять 5 млрд долларов от арестов иностранной собственности по делу ЮКОСа. Об этом сообщают источники, близкие к руководству Госдумы. Именно такая оценка якобы недавно прозвучала на заседании парламентского комитета по собственности.

В первую очередь речь идет об активах ФГУП «Госзагрансобственность». На ее балансе — недвижимость, которая не обладает дипломатическим иммунитетом. Например, здание XIX века в Великобритании, где находится представительство РИА Новости.

Алексей Паничпартнер международной юридической компании Herbert Smith Freehills«Мне не до конца понятно, каким образом была сформирована вот эта сумма — 5 млрд, потому что вряд ли кто-то, действительно, проводил оценку всего того имущества, которое РФ имеет за рубежом или же того имущества, которое РФ, имея за рубежом, использует в коммерческих целях. Не менее очевидно, что какая бы цифра ни звучала, этого имущества будет недостаточно для того, чтобы удовлетворить полную сумму требований, поскольку таковая сумма превышает 50 млрд долларов и продолжает увеличиваться в силу начисления процентов. Поэтому не исключено, что взыскатель в этой ситуации попытается использовать какие-то другие пути для того, чтобы удовлетворить требования, в частности, могут пытаться доказывать, что какое-то иное имущество, которое напрямую РФ не принадлежит, может быть взыскано в счет того долга, который у РФ имеется».

Напомним, что по иску бывших владельцев ЮКОСа Россия должна выплатить 50 млрд долларов. Москва решение Гааги не признает. В июне в Бельгии и Франции начались обеспечительные аресты российского имущества. Как будут дальше развиваться события?

Дмитрий Гололобовглава юридической компании «Гололобов энд партнерс», бывший главный юрист ЮКОСа«Я думаю, что аресты будут продолжаться, если Россия этот вопрос принципиально не решит. В противном случае будут просто иметь место вот эти точечные аресты в разных юрисдикциях, наносящие весьма болезненные и провокационные уколы. И препятствовать этому можно только ситуативно исключительно, то есть оказывать сопротивление в каждом конкретном случае, нанимая юристов, пытаясь каждый конкретный арест оспорить либо по мотивам применения государственного иммунитета, либо по мотивам, связанным с арбитражными решениями. Я не думаю, что кто-то захочет начинать какую-то политическую войну на этом основании. То, что покрыто государственным иммунитетом, вряд ли будет арестовано и будет продаваться. А вот то, что не покрыто государственным иммунитетом, чего, я подозреваю, достаточно мало, то в отношении этого могут быть проблемы».

Депутат Госдумы от КПРФ Вадим Соловьев просит Генпрокуратуру и СКР выяснить, кто подбирал юристов, представлявших Россию в Гаагском суде. По его словам, юристам достаточно было просто заявить, что Энергетическую хартию, на основании которой акционеры ЮКОСа подали иск, Россия не ратифицировала. «Вместо этого, нанятые Россией американские юристы согласились на судебный процесс по нормам хартии», — сказал депутат.

Согласно Венской конвенции, не может быть арестовано имущество, обладающее дипломатическим иммунитетом. Однако может быть арестована собственность государства, если она используется в коммерческих целях. СМИ также обращают внимание, что, например, в Польше часть здания российского торгпредства сдана в аренду коммерческой структуре.