Центробанк отозвал лицензии сразу у пяти негосударственных пенсионных фондов и запретил работать еще двум. Все они входили в группу банкира Анатолия Мотылева, бывшего владельца банка «Глобэкс», либо были связаны с его именем. Прежде всего, речь идет о крупнейшем НПФ «Солнце. Жизнь. Пенсии». Его клиентами были более 800 тысяч человек, а активы превышали 34 млрд рублей. Как объяснили в ЦБ, закрытие фонда связано с невыполнением предписаний регулятора. Кроме того, лицензий лишились фонды: «Адекта-Пенсия», «Уралоборонзаводский», «Солнечное время» и «Защита будущего».

По данным газеты «Ведомости», в случае банкротства всех НПФ Мотылева его клиенты потеряют примерно 10 млрд рублей.

Андрей Мовчанруководитель экономической программы Фонда Карнеги«Надо начать вообще с вопроса: почему банки Анатолия Мотылева так долго работали, и вдруг оказалось, что все они работают плохо. Если они нашли там нарушения и отзывают лицензии, это хорошо, но, к сожалению, практика показывает, что до сих пор регулятор реагирует постфактум. Если вы обратите внимание, регулятор фактически реагирует только на проблемы в терминальной стадии, то есть более или менее констатирует смерть. До этого с проблемами ничего не происходит, банки Мотылева дожили до состояния, когда дальше уже было нельзя. Точно такая же ситуация происходит сейчас с его фондами. И я не думаю, что какие-то другие фонды сейчас подпадут под серьезную ревизию, пока не случится очередной терминальный случай, не произойдет катастрофа с каким-нибудь банком, тогда будут проверять фонды вокруг него».

Напомним, в конце июля ЦБ отозвал лицензии сразу у трех банков Мотылева: это «Российский кредит», «АМБ банк» и «Мосстройэкономбанк». Именно это стало причиной закрытия пенсионных фондов, считает председатель совета директоров «Арбат капитал менеджмент» Алексей Голубович.

Алексей Голубовичпредседатель совета директоров «Арбат капитал менеджмент»«Причиной закрытия именно этих банков является то, что они управлялись, или лучше сказать, контролировались тем же банком или группой банков, которые лишились лицензии и, видимо, разорятся из-за гигантских убытков, неэффективной кредитной политики, потерь и так далее. Скорее всего, этот процесс по передаче пенсионных фондов от плохих, дискредитировавших себя управляющих каким-то лучшим, более крупным продолжится, и будет просто укрупнение бизнеса по управлению пенсионными фондами. Это объективный процесс. Наверно, давно нужно было этим заниматься, потому что маленькие пенсионные фонды, которые создавались несколько лет назад, недееспособны, просто они не могут заработать даже на зарплату своим управляющим. И вообще, если в пенсионном фонде меньше, чем 300-400 млн долларов в рублевом эквиваленте, на мой взгляд, такой пенсионный фонд не должен существовать в большой стране и не может управляться отдельной командой. Оптимальные размеры — это порядка 1 млрд долларов активов».

О судьбе пенсионных накоплений в НПФ Мотылева в понедельник, 3 августа, высказались в Национальной ассоциации пенсионных фондов. Там считают, что все средства застрахованных лиц будут возвращены в Пенсионный фонд, а их возможный недостаток компенсирует Центробанк. И ЦБ уже пообещал компенсации клиентам пяти НПФ, которые накануне были лишены лицензии. Эти обязательства Центробанк оценивает в 30 млрд рублей. В ЦБ заявили, что перечислят эти средства в полном объеме вне зависимости от состояния активов фондов.