Мотивом убийства в прямом эфире в США стала месть за расизм. Об этом сам убийца — чернокожий Вестер Флэнаган сообщил в 23-страничном письме, направленном на место своей бывшей работы ─ телеканал WDBJ7.

В нем говорится, что он пошел на убийство своих бывших коллег из мести за дискриминацию. Он обвинял журналистку Элисон Паркер в расистских комментариях, а видеооператора Адама Уорда — в несправедливых жалобах на себя. Оба были расстреляны Флэнаганом в ходе прямого включения из торгового центра города Монета в штате Вирджиния.

«Последней каплей» убийца назвал недавний расстрел чернокожих прихожан в церкви Чарльстона. Флэнаган также успел выложить в Сеть собственную видеозапись расстрела бывших коллег, которую сделал на свой мобильный телефон. Он выстрелил в себя прямо в движущемся автомобиле, когда его преследовала полиция, и умер через несколько часов в больнице.

Трагедия в Вирджинии стала первым случаем убийства журналистов в прямом эфире не в ходе военных действий, а в совершенно мирной обстановке. То, как это было совершено, явно рассчитано на то, чтобы шокировать публику.

Телеканалы, и мировые, и российские, неоднократно показали момент убийства, за одним исключением ─ этого не сделала Russia Today.

Этично ли тиражировать подобные кадры? И какое бы решение приняли лично вы ─ тиражировать или нет? С этим вопросом мы решили обратиться к журналистам.

Николай Сванидзетележурналист, член президентского Совета по правам человека, в 1997-98 годах ─ председатель ВГТРК.«Вопрос философский, он не имеет точного ответа. Я в свое время, в 95-м году, в программе «Подробности», которую я тогда вел, показал смерть российского офицера в прямом эфире. После этого мы долго и страшно ругались с тогдашним руководителем ВГТРК Олегом Максимовичем Попцовым, и он орал на меня и говорил: «Ты что делаешь? Ведь мать может видеть, как человек погибает, и это ее сын, у нее инфаркт будет. Кто понесет ответственность»? А я орал на него в ответ и говорил: «Да, мать увидит это, это огромный риск и это ответственность, а сотни тысяч других матерей, чьих детей могут взять в армию, и их возьмут туда не на прогулку, а на смерть, должны видеть, что это такое ─ смерть человека». Я до сих пор не знаю, кто был в этом споре прав ─ Олег Максимович Попцов или я. На мой взгляд, вообще нужно говорить людям правду. Специально муссировать, обсасывать, смаковать подобного рода вещи нехорошо. Если вывести за скобки то, что это произошло в Штатах, то, на мой взгляд, показать в прямом эфире это следует, а потом в качестве напоминания разок, может быть, и можно. Это штука, которая не имеет одного определенного ответа. Это моральный выбор телеканала. Показать это, несомненно, надо. Катать это потом постоянно, каждые 10 минут, вовсе не нужно».

Иное мнение — у главного редактора и владельца газеты «Московский комсомолец», председателя Союза журналистов Москвы Павла Гусева.

Павел Гусевглавный редактор и владелец газеты «Московский комсомолец», председатель Союза журналистов Москвы«В любом случае, показывать прямую гибель людей, непосредственную смерть человека ─ это неэтично по всем правилам морали. Но не говорить и поднимать шум на эту тему тоже нельзя. Хотя то, что это сразу же было подхвачено с такой силой и активностью ─ это достаточно понятная ситуация, потому что политические отношения и отношения между США и Россией сейчас находятся в сверхкризисном состоянии, и, естественно, такой случай на руку антиамериканской пропаганде. Конечно, этим воспользовались, прежде всего, государственные СМИ. Нужно говорить, нужно требовать наказания, нужно разбираться, почему это произошло, что случилось, что послужило причиной убийства журналистов. Но показывать, как происходил момент, можно сказать, прилюдной казни журналистов в открытом эфире, мне кажется, что это неэтично и это может послужить для определенного типа людей с определенной психикой поводом проявить свой «героизм» и показать себя именно так, если ему что-то не нравится в действиях журналистов».

И мнение главного редактора радиостанции Business FM Ильи Копелевича.

Илья Копелевичглавный редактор радиостанции Business FM«Будь я главным редактором телевидения, я ни в коем случае не тиражировал бы и не показывал публике кадры убийства. Это уже не просто сцены насилия, подобные зрелища делают всех, кто его увидит, соучастником именно действия убийства и стирает некую инстинктивную, заложенную природой грань, за которую люди не должны заходить. Я боюсь, что такие показы превратят часть людей, которые их увидели, в потенциале в грядущих убийц, потому что они уже присутствовали при этом акте».

Свое мнение о том, этично ли неоднократно показывать кадры убийства в прямом эфире, вы можете высказать в опросе, который мы проводим на нашем сайте.