Почта России, как планируют в правительстве, получит доход в 60 миллиардов рублей за 8 лет партнерства с ВТБ. В свою очередь, финансовая группа намерена дополнительно вложить в проект 16 миллиардов рублей. Идея создания почтового банка вынашивается давно, однако ранее российские финансовые организации относились к ней без особого энтузиазма. Почему в проект вошел ВТБ?

ВТБ — пожалуй, единственный российский банк, который во время кризиса глобально расширяется. Почтовый банк, который создают на базе входящего в группу «Лето-банка» — это 15 тысяч офисов, 20 тысяч окошек обслуживания. Клиентами станут 20 миллионов человек, рассказал о планах президент-председатель правления ВТБ Андрей Костин.

Половина — пенсионеры. Но даже 10 миллионов россиян — это примерно 13% экономически активного населения страны. Правда, живущих в глухой провинции и банковскими услугами не испорченных. Журналисты задали Андрею Костину вопрос, обгонит ли теперь ВТБ своего главного конкурента — «Сбербанк». Банкир в ответ рассказал о целях создания почтового банка.

Андрей Костинпрезидент-председатель правления ВТБ«Вообще, мы идём в такой бизнес низкомаржинальный очень, и тяжёлый, для трудяг. Потому что, как раз этот сегмент рынка не даёт больших доходов. Вот, мы считаем, что Почта-банк», наравне с винным магазином, должен стать центром, вообще, культуры в любом населённом пункте. Мы не рассматриваем это как задачу на сегодня где-то, там, обойти «Сбербанк», мы, просто считаем, что ниша для такого банка существует. Да, по охвату он будет, наверное, более широкий. Но, конечно, наши офисы не будут в полной мере, в той степени, как «Сбербанк» такие, шикарные, в центре города каждого стоять. Это будет, действительно, окошко, или пол-окошка, или четверть окошка почты, где будут представляться базовые продукты».

Почтовый банк создают уже много лет. В 2010-м были сообщения, что проект уже выходит на финишную прямую, и уже определены банки-претенденты. А потом СМИ писали, что банкиры передумали. Например, «Юникредит», просчитав риски, отказался. Заметим, что было это уже после экономического кризиса, а не во время него, как сейчас. 33-летний министр связи Николай Никифоров напомнил представителям СМИ историю проекта.

Николай Никифоровминистр связи«Многие относились к этому скептически, как мои коллеги руководители рассказывали мне, этот вопрос обсуждался уже более 15 лет. Мы проводили работу открыто, публично. Почта России рассылала соответствующие запросы, около 300 различным банкам. Было принято решение о варианте партнерства, предприятие ФГУП Почта России и ВТБ. Никаких подводных камней нет. Без подводных камней, бизнес-модель и схема сотрудничества совершенно самодостаточная».

ВТБ, который недавно сообщил о 17-миллиардном убытке за полгода, вложит в почтовый банк 16 миллиардов рублей. Кроме того, Почта России получит от ВТБ 47 миллиардов рублей за использование своих отделений. Эти деньги, вероятно, будут выплачены из доходов почтового банка, по бизнес-плану он станет безубыточным уже в следующем году. Опрошенные Business FM аналитики сомневаются в финансовой успешности этого проекта. Почему ВТБ, в отличие от других банков, за него взялся? Версия директора банковского института Высшей школы экономики Василия Солодкова, который сравнивает стратегии ведущих госбанков страны.

Василий Солодковдиректор банковского института Высшей школы экономики«Сбербанк, в отличие от ВТБ, за обозримую перспективу (если не считать, там, дефолта 90-го года когда были заморожены вклады, 1990-го) денег в существенном объёме от правительства или Центрального банка не просил. У ВТБ, мы видим, этот наблюдается процесс раз в три года. Банк Москвы там, ещё что-то, и т.д. И вот я думаю, что, скорее всего, назрел очередной момент, связанный именно, как раз, с получением денег, необходимости. Влезать, вот, в те сектора, которые находятся, скажем так, далеко от финансовой инфраструктуры действующей — это высоковенчурная вещь».

И если продолжать сравнение, то недавно были сообщения, что «Сбербанк» сокращает персонал и региональную сеть филиалов. И была реакция премьера Дмитрия Медведева, который напомнил о создании почтового конкурента и сказал, что свято место пусто не бывает. А в ответ в «Сбербанке» заявили, что в сельской местности мало клиентов. Поэтому банк и принял такое рыночное решение. Впрочем, понятны и другие аргументы — банковские услуги должны проникать в глубинку, а оборот наличных нужно сокращать. В Почте России рассказывают, как деревенские жители каждый месяц вручают свои зарплатные карты с пин-кодами на бумажках гонцу, и он едет в райцентр инкассировать. А будет почтовый банк, селяне смогут по карте расплатиться в почтовом отделении, например, за банку тушенки. Заодно заплатить за новый кредит. В общем, почти догнали наши городских.

Министр связи Николай Никифоров также напомнил, что одна из главных целей новой стратегии — повышение зарплат сотрудников Почты России.