Явка на выборах губернатора Иркутской области составила 35,5%. Причем заметнее всего явка повысилась в Иркутске — почти 39% вместо 23% в первом туре. Именно в Иркутске наиболее сильны позиции коммуниста Сергея Левченко. И «Единая Россия» признала потерю, прежде всего, этого города.

Собеседники РБК в Кремле считают, что глубинная причина провала действующего губернатора Сергея Ерощенко во внутриэлитных конфликтах в области. Губернатор вступил в конфликт со строительными компаниями (они даже устраивали митинг против него), назначил мэром Иркутска человека, который ни дня не работал в системе госуправления, а также поссорился с главой заксобрания Берлиной, которая в этом году покинула пост.

Впервые за очень продолжительный период кандидат от оппозиции победил в условиях прямой конкуренции официального кандидата. Москва говорит о честности и прозрачности выборов.

По данным системы ГАС «Выборы», по итогам второго тура Сергей Левченко набрал почти вдвое больше голосов во всех четырех территориальных избиркомах Иркутска, а также обошел оппонента в крупных городах: Братске, Ангарске, Усолье-Сибирском, Усть-Илимске. В Бодайбо за коммуниста проголосовали втрое больше избирателей.

«Единая Россия» официально признала поражение и поздравила победителя, отметив, что это были честные конкурентные выборы. То, что Левченко выиграет, теоретически не исключалось, хотя в большинстве своем политтехнологи склонялись к мысли, что действующий врио Сергей Ерощенко все-таки сумеет переломить ситуацию в свою пользу.

В первом туре Ерощенко совсем немного недобрал до 50%, тогда как Левченко заручился поддержкой менее 37% сторонников. Таким образом, перевес более чем в 15% стал неожиданностью.

Один из главных политических выводов — избиратель поверил, что может повлиять на ситуацию. В обществе есть запрос на перемены, комментирует политолог Александр Кынев.

Александр Кыневполитолог«Для меня результат ожидаемый, перевес получился больше, чем я думал. Но то, что победа Левченко во втором туре была вполне вероятна, было очевидно. Практически везде рос Левченко, росла явка по городам. Это говорит о том, что у людей появился энтузиазм, появилась вера, что поход на участок имеет значение — победить могут. Люди пришли и проголосовали».

Сергей Левченко уже участвовал в губернаторских выбора и выходил во второй тур. Это было в 2001 году, тогда он чуть более двух процентов проиграл Борису Говорину. Возможно, сыграла свою роль и слабость кампании властного кандидата, продолжает политолог Михаил Виноградов.

Михаил Виноградовполитолог«Происходило вызревание победы какого-то оппозиционного кандидата в регионах. На этой кампании мы видели, что не просто проходили выборы в Амурской области, в Марий Эл, в Омской области, Архангельской области и ряде других территорий. Во-вторых, все-таки первые годы, как правило, на выборы пускали более сильных, более влиятельных кандидатов, действующих губернаторов. Сейчас уже влиятельные почти кончились, и стали давать (возможность) уже менее удачливым, менее сильным».

Системная оппозиция представлена, по меньшей мере, в трех регионах, но везде это было скорее коалиционное соглашение. Там не было прямой конкурентной борьбы на выборах. Можно предположить, что сам властный кандидат оказался к этому не готов. В нынешней политической системе такие вещи считаются редким явлением.

Впрочем, Иркутская область стала единственным подобным регионом, в остальном местные выборы 2015 года завершились с прогнозируемым результатом, притом что вряд ли в Москве от коммуниста Левченко ждут неприятных сюрпризов, там не скрывают, что готовы с ним работать. Да и он, скорее всего, не подведет.