Информацию о бомбардировках подтвердил курдский новостной канал Slemani Times. По его данным, два российских фронтовых бомбардировщика Су-24 нанесли в среду после полудня авиаудары по позициям боевиков в районе города Хама, расположенного к северу от Дамаска.

А пока мир реагирует на решение России проводить воздушные военные операции в Сирии. Ирак приветствует такой шаг со стороны России, отмечая, что одобряет только операции на территории Сирии.

СМИ США отмечают, что власти не намерены вносить изменения в ход операций своих ВВС в Сирии.

Напомним, ранее Fox News со ссылкой на высокопоставленного американского чиновника сообщил, что Россия призвала «немедленно» убрать американские самолеты из воздушного пространства Сирии. Корреспондент CNN Ричард Рот говорит, что пока рано говорить о реакции Соединенных Штатов.

Ричард Роткорреспондент CNN«Еще немного рано судить о реакции. В ООН ИГ никому не друг, и вряд ли мы получим в качестве реакции серьезное осуждение того, что сделала Россия. В 2014 году Америка начала бомбить ИГ в Сирии. Президент Путин был в ООН в понедельник весь день и встретился с президентом Обамой. Так что эта атака не станет для США сюрпризом. Генассамблея обратит внимание на то, чем ограничатся эти действия, но не думаю, что будет какая-то реакция. Напомню, ИГ под ударами США уже год».

Ряд заявлений уже сделал президент Владимир Путин. Он подчеркнул, что единственный путь борьбы с терроризмом в Сирии — действовать на упреждение, уничтожать на захваченных территориях. Он еще раз отметил, что поддержка сирийской армии будет осуществляться только с воздуха, и о наземной операции речи не идет.

Путин также надеется на способность Асада к компромиссам в рамках процесса урегулирования в Сирии. Ранее посольство США заявило, что президенты России и США договорились об общем интересе в борьбе против ИГИЛ в Сирии, но президент Асад не является подходящим партнером в этом.

Между тем, именно по просьбе Башара Асада к Владимиру Россия начинает организованную борьбу с ИГИЛ. Асад направил Путину соответствующее письмо, цитирует агентство Sputnik заявление пресс-службы президента Сирии. Решение использовать вооруженные силы России в Сирии было принято в Совете Федерации единогласно.

Глава кремлевской администрации Иванов подчеркнул, что Россия будет единственной страной, которая легитимно участвует в конфликте против ИГИЛ.

Сергей Ивановруководитель администрации президента России«Несколько комментариев, объясняющих мотивы такого обращения президента России к Совету Федерации. Первое и, пожалуй, самое главное. Речь идет о Сирии, и речь идет не о достижении каких-либо внешнеполитических целей, удовлетворении каких-либо амбиций, в чем нас регулярно обвиняют наши западные партнеры, а речь идет исключительно о национальных интересах РФ. Как вы, наверное, хорошо знаете, а СМИ об этом регулярно сообщают, количество граждан России и выходцев из стран СНГ, которые примыкают, к большому сожалению, к террористической организации ИГИЛ, растет не по дням, а по часам. И речь идет уже не о десятках, не о сотнях, а о тысячах таких россиян, часть из которых уже вернулась на территорию РФ, и легко предположить, не надо быть провидцем, что они и дальше будут возвращаться на нашу территорию. Таким образом, целесообразно действовать на опережение и действовать на дальних рубежах, а не сталкиваться с этой проблемой».

В среду в Совете Федерации открылась осенняя сессия. Почти сразу спикер Совфеда Валентина Матвиенко поставила вопрос об использовании ВС РФ за рубежом на рассмотрение. Видеотрансляция на сайте прервалась, и вопрос рассмотрели в закрытом режиме. Это давно ожидавшееся решение, все к нему уже было подготовлено, считает профессор МГИМО Валерий Соловей.

Валерий Соловейпрофессор МГИМО«Военно-воздушные силы России развернуты, военно-технические специалисты готовы к обслуживанию самолетов, цели намечены, поскольку уже разведывательные полеты были проведены. Удары будут наноситься по врагам Асада, включая, в том числе, и исламистов. Вряд ли это будут удары именно по ИГИЛ, потому что путем только воздушной операции с ИГИЛ справиться не удастся. Но Россия не готова проводить наземную, по крайней мере, массированную наземную операцию, и операция подобного плана была бы крайне затруднительной, в том числе, из-за ее крайней непопулярности в российском обществе».

Роль России в борьбе с ИГИЛ оценил академик РАН, руководитель центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН Алексей Арбатов.

Алексей Арбатовакадемик РАН, руководитель центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН«Я думаю, что это решение готовилось независимо ни от чего. Но факт, что на встрече Путина и Обамы этому вопросу было уделено очень большое внимание. Я думаю, что они договорились координировать действия, а это очень важно в таких условиях, когда можно ударить не по врагу, а по партнерам. Если вы вспомните, два года назад президент Обама обратился к Сенату с просьбой дать ему санкцию на применение силы в Сирии именно против Асада. И Сенат тогда отказал. И сейчас так вопрос не ставится. США не будут активно помогать Асаду, но, судя по всему, есть понимание и договоренность, что они не будут предпринимать никаких военных действий против Асада и его армии. А это уже немало для Асада, это значит, что они могут все силы высвободить для борьбы с экстремистами, с исламистами, с «Исламским государством», не опасаясь, что коалиция во главе с США вдруг начнет какие-то действия против них. Тем более что вместе с войсками Асада и на базах соответствующих будут размещены и войска и средства России, и нельзя это было бы делать, если бы вдруг был нанесен удар, и погибли бы наши люди. Но я хочу здесь отметить, что удары с воздуха — это менее опасно, чем боевые действия на земле, но предпринимая такой шаг, наше военное и политическое руководство должны быть готовы к тому, что террористы ответят асимметрично. Как Путин сказал в ООН, там не дураки сидят, там очень жестокие люди, но не дураки. И они будут отвечать в местах и по времени по своему выбору, в том числе и по нашим военнослужащим, которые в Сирии находятся, и по нашим объектам, по базам, нападения, теракты, может быть, попытки просто даже захвата. Надо быть к этому готовыми. Премьер-министр Нетаньяху приезжал недавно в Москву. Я думаю, что именно это они и обсуждали с Владимиром Путиным. И Израиль, тоже здесь у него есть несколько противников. Сейчас обострилась ситуация с палестинцами в очередной раз. И для Израиля угроза «Исламского государства», все-таки, самая большая. Исламисты не скрывают, что на следующий день после захвата Дамаска, они двинут на Иерусалим и Тель-Авив. И Израиль понимает, что это все-таки самая большая угроза. Если российское присутствие поможет эту угрозу нейтрализовать или уменьшить, то это в интересах Израиля».

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко уверена, что в мире поддержат действия России в Сирии как необходимые.