В Париже в пятницу, 2 октября, проходят переговоры на высшем уровне в четверном — «нормандском» — формате: Россия, Украина, Франция и Германия. Они должны были быть полностью посвящены урегулированию кризиса на востоке Украины, но начало прямого вооруженного участия России в сирийском конфликте усложнило картину. Поможет ли переключение внимания на Ближний Восток поискам выхода из украинского кризиса или, наоборот, только затруднит их — вопрос без явного ответа.

Также неясны сроки и масштабы российской экспедиции. Конфликт ведь тянется уже несколько лет — с 2011 года. Не вполне просматриваются конкретные военные и политические цели. Защитить Асада? Разгромить исламистов «Даеш» (террористическая организация ИГИЛ, запрещенная в России) и другие группировки? Сколько времени и сил это займет, и какие последствия будут для отношений с другими мусульманскими странами? Что, побомбили и ушли?

И уж совсем трудно с оценкой стоимости операции. Сообщают о нескольких десятках российских самолетов и вертолетов в Сирии плюс наземный персонал, охрана. Один полетный час американского F-15, например, стоит, по данным Пентагона, 41 921 доллар, истребителя-бомбардировщика F-16C — 22 514 долларов. Понятно, что они там, в западной коалиции, считают по-своему. Но все равно, это же сколько набежит?

Кстати о коалициях. Решение Нидерландов может показаться малозначительным: страна небольшая, младший партнер натовских «большаков» — США, Англии, Франции, участвующих в бомбежках позиций игиловцев и других группировок в Ираке и Сирии. Может, и небольшая, но не последняя. Между прочим, голландские Королевские ВВС со своими F-16 находятся на третьем месте по числу бомбовылетов после США и Англии, опережая Францию. На середину сентября силы западной коалиции совершили всего 7 тысяч ударов в Сирии и Ираке. Из 4506 атак на позиции «Даеш» (ИГИЛ) в Ираке на США приходится 2962, на Великобританию — 310, на Нидерланды — 265, на Францию — 218. Кроме того, в бомбежках принимают участие Бельгия, Дания, Канада и Австралия.

Да, и вот еще какая деталь. Правительство Нидерландов еще в сентябре 2014 года получило официальную просьбу правительства Ирака о поддержке в вооруженных действиях против «Даеш». Так что бомбят законно. По крайней мере в Ираке. В отношении рейдов в Сирию воздерживались. Политика такая: без международного мандата нельзя. Внутри страны и, видимо, со стороны партнеров было давление. Глава голландской армии Том Миддендорп говорил, что «с военно-технической точки зрения было бы логично включить и цели на территории Сирии». Некоторые министры поддерживали: позиции ИГИЛ в Сирии, оттуда атакуют Ирак, — надо бомбить и в Сирии.

Еще на прошлой неделе о скором решении расширить спектр операций и на Сирию уверенно говорила министр обороны Жанин Хеннис (та самая блондинка с вызвавшей столько оживления в России фотографии четырех европейских министров обороны — женщин). Сейчас же, как сообщает газета de Volkskrant со ссылкой на источники в кабинете, это отложено на неопределенное время. Это не раскол коалиции, это отражение того напряженного внимания, с которым анализируют новый поворот.