Российские банки воспользовались законом о банкротстве и инициировали ряд исков против VIP-должников. Злостным неплательщикам грозит потеря личного имущества. Кто из тех, чье имя всегда на слуху, может оказаться первым банкротом?

Итак, закон о личном банкротстве против богатых и знаменитых. С начала октября банки подали иски против трех известных фамилий. Банкротами могут оказаться бизнесмен Тельман Исмаилов, семья Сафиных — бывший сенатор, отец певицы Алсу, Ралиф Сафин и его сыновья Марат и Руслан, а также директор Новосибирского театра оперы и балета Владимир Кехман. Против экс-владельца Черкизовского рынка судится Банк Москвы. В его заявлении говорится о долге в 286 млн долларов. Деньги были выданы двум компаниям, близким группе АСТ, Исмаилов выступил поручителем. С тех пор ни денег, ни самого бизнесмена в банке не видели, переговоры с представителями Исмаилова ни к чему не привели.

Ралиф Сафин и его сыновья задолжали банку «Зенит». Сумма кредита в иске не раскрывается, но речь может идти о 175 млн рублей. Именно такая цифра фигурирует в базе данных судебных актов. Из них 80 млн в 2013 году получил Марат Сафин, а 95 — в том же году его отец. В прошлом году Хорошевский суд признал иск банка «Зенит», но ответчики решение о возврате долгов не исполнили. Третий в VIP-списке должников — Владимир Кехман, он задолжал 4,5 млрд рублей Сбербанку: иск о признании директора театра банкротом поступил в арбитраж Санкт-Петербурга.

Алексей Карпенкостарший партнер адвокатского бюро Forward Legal«Принципиальный критерий суммы задолженности тогда, когда банкротство инициирует кредитор, должна превышать 500 тысяч рублей. Понятно, что когда речь идет о столь известных бизнесменах, сумма задолженности наверняка превышает этот порок, поэтому банки, которые инициировали данные банкротства, действуют в рамках закона».

Закон о банкротстве физлиц заработал 1 октября и оказался выгоден не только тем, кто не рассчитал своих сил, перебрал с кредитами и теперь получил возможность погасить все и сразу ценой потери имущества, но и другой стороне — банкам.

Дмитрий Жданухингендиректор Центра развития коллекторства«В рамках банкротства можно дотянуться до тех активов, которые не доступны при судебных разбирательствах с отдельными компаниями. Плюс еще раз подчеркну важную пиар-составляющую, банкротство физлица в большинстве стран цивилизованного мира — вполне понятная процедура, показывающая глубину проблемы, когда речь идет не о крахе отдельного бизнеса или о перераспределении каких-то усилий для перераспределения активов, а именно о полноценном коллапсе бизнесменов».

В случае с Исмаиловым, Сафиными и Кехманом до личного банкротства может и не дойти, если VIP-должники окажутся сговорчивыми и начнут погашать кредиты. А иски сыграют своего рода воспитательную роль. Банки жестко продемонстрировали, что кредиты надо возвращать вовремя. Иначе, кроме громкого имени, не останется ничего.