Доступ к данным реестра недвижимости будет ограничен. В правительстве поддержали идею ФСБ засекретить владельцев недвижимости, самолетов и яхт. Такой доступ получат «компетентные органы», но не гражданские активисты, сообщает РБК Daily, располагающая копией подготовленного Федеральной службой безопасности законопроекта.

Кроме Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) засекретить предлагается Государственный кадастр недвижимости, Единый госреестр прав на воздушные суда и другие судовые реестры. Сейчас сведения находятся в открытом доступе (с небольшими исключениями), и любой человек может их запросить. Старший партнер адвокатского бюро Forward Legal Алексей Карпенко считает инициативу ФСБ странной, но объяснимой.

Алексей Карпенкостарший партнер адвокатского бюро Forward Legal«Во всем мире — и Россия до недавнего времени не была исключением — реестры недвижимости, реестры судов, реестры воздушных судов были открытыми и, безусловно, это способствовало открытости гражданского оборота. Любое лицо имело возможность получить сведения об объекте имущества, которое, например, оно собиралось приобрести, это общемировая практика. Эта подобного рода открытость способствует скорости совершения сделок, способствует транспарентности рынка, способствует снижению рисков участников оборота, и я считаю данную инициативу крайне негативной для оборота рынка недвижимости, воздушных судов и прочей недвижимости в России. Я могу лишь сделать предположения о двух целях, которые могут преследовать спецслужбы. Первое — это засекретить данные об имуществе чиновников или лиц, которые претендуют на занятие государственных должностей, а также об имуществе членов их семей. И второе мое предположение, оно связано с деофшоризацией и амнистией капитала. Возможно, это было отлоббировано какими-то крупными российскими предпринимателями, которые намереваются приобретать какие-то существенные активы в России, возвращая капиталы в страну, и они не хотели бы, чтобы сведения об этом стали известны широкой общественности».

Однако руководитель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов считает, что у предложения ФСБ другие причины. По его мнению, засекречивание данных об имуществе чиновников и деофшоризация к этому не имеют отношения.

Кирилл Кабановруководитель Национального антикоррупционного комитета«У нас данные по пароходам и самолетам, они закрыты не будут. То есть декларирование, публичность декларирования расходов и доходов остается. Данные Росреестра закрываются. Почему они закрываются? Они закрываются потому, что их открытость способствует криминальным процессам, связанным с захватом собственности. Мы об этом писали давно, еще в 2008 году, и вот эта инициатива, наконец, которая вышла в Федеральной службе безопасности, она совершенно обоснованна и не связана ни в коем случае с тем, что хотят закрыть богатых чиновников от коррупционного обогащения. То есть это сейчас используется как некий политический повод, никакой политики здесь нет, здесь защита имущественных прав граждан».

Законопроект ФСБ согласовало и Минэкономразвития. Ведомство направило свои предложения, которые можно будет учесть при подготовке ко второму чтению в Госдуме, рассказал РБК его представитель. В Госдуме также заявляют, что инициативу Службы безопасности готовы доработать и поддержать.