Инцидент с российским самолетом в воздушном пространстве Турции был использован, чтобы включить НАТО в информационную войну. Об этом заявил постпред РФ при альянсе Александр Грушко. «Впечатление таково, что инцидент был использован для того, чтобы включить НАТО как Организацию в развязанную на Западе информационную кампанию, извращающую и искажающую цели операции, проводимой силами ВКС России в Сирии», — сказал он.
Это заявление прозвучало в ответ на слова Йенса Столтенберга о том, что НАТО не считает случайными инциденты с российскими самолетами в Турции, и что Россия не предоставила альянсу реальных объяснений.

Посол России в Турции был повторно вызван в МИД этой страны в связи с тем, что российский военный самолет вновь вторгся в воздушное пространство, передает ТАСС. Инцидент произошел в воскресенье, утверждают в Анкаре, не приводя подробностей. Российского дипломата вызывали в министерство 3 октября и повторно 5 октября, чтобы выразить протест.

В Генеральном штабе Турции говорят, что в воскресенье неопознанный МиГ-29 в течение 5 минут 40 секунд держал турецкие истребители на прицеле. При этом источники не указывают принадлежность этого самолета. В российском Минобороны ранее отметили, что МиГ-29 на российской авиабазе в Латакии нет. Официального подтверждения от российской стороны насчет каких-либо инцидентов, произошедших в воскресенье, 4 октября, не поступало. К каким последствиям может привести инцидет с вторжением российских самолетов в турецкое воздушное пространство?

Александр Бауновглавный редактор Carnegie.ru«Я не знаю, насколько типична эта ситуация и может ли она использоваться как троллинг. Надо посмотреть, что там за игры у нашего Минобороны. Я как бывший житель Греции помню, что все эти нарушения воздушного пространства между Грецией и Турцией, ноты, вызовы посла были какой-то совершенно ежедневной историей, когда не очень симпатизирующие друг другу страны так близко соприкасаются друг с другом и летают — стартуют с Родоса, где-нибудь разворачиваются над Мармарисом и наоборот. Это совершенно ежедневная у них перебранка, практически еженедельно обменивались нотами и со стороны турецкой, и со стороны греческой. Это был троллинг, несомненно. Иногда это были просто неудачные взлеты и посадки. Самолет же кружится, когда садится, и немного заходит в воздушное пространство чужого государства. К столкновениям приводили другие вещи: интервенция турок в 1974 году — фактически греко-турецкая война на территории Кипра, и в 1998 году, когда турецкие журналисты поставили турецкий флаг на спорный необитаемый скалистый островок. Я не знаю, насколько в нашем случае это был сознательный троллинг. Если посмотреть на карту, там действительно есть кусочек, который когда был спорный между Сирией и Турцией. Сейчас это территория Турции — давно уже, с 30-х годов. Он спускается далеко вниз вдоль побережья, в Сирию, граница неровная, и таким уступом Турция заходит в глубину Сирии. И как раз близко к ней наша военная база. Так что я вполне могу себе представить, что в каких-то ситуациях, погодных или летных, они могли туда заскакивать».

По какой причине российские военные самолеты могли вторгнутся в воздушное пространство Турции, и действительно ли это было случайно? Об этом Business FM спросил заслуженного летчика-испытателя России Магомеда Толбоева.

Магомед Толбоевлетчик-испытатель«Да слушайте, мы даже в мирное время в Турцию залетали. Тбилисский авиационный завод, я облетаю самолет МИГ-21 после выпуска с предприятия на скорости 2 тысячи 200 км в час. Я, естественно, не вписываюсь иногда и выхожу на территорию Турции, но они делали замечания и все, на этом заканчивалось. Это же не специально, и они знали. И в данной ситуации, когда идут боевые действия, самолеты могут залететь не потому, что у них навигационного оборудования не хватает, оно сверхизбыточно, и космические навигации, и наземные навигации, и бортовая навигация, все у летчика есть. Но, к сожалению, он не в состоянии после боевого вылета, после выхода из атаки точно соблюсти эти параметры. Это в мирное время можно, а он находится в боевых условиях, ему надо уйти от возможного пуска с земли, он должен делать маневр. И вдобавок, если плохие погодные условия — песчаные бури или еще что-то, конечно, ему приходится уходить за облака, за это время он может пролететь. Да тысяча причин, но они не являются никакими преднамеренными нарушениями со стороны российской авиации, это вынужденный фактор ведения боевых действий».

В Кремле вновь опровергли возможность наземной операции в Сирии. Ранее о ее подготовке сообщили журналисты CNN со ссылкой на неназванных представителей Минобороны США. «CNN и перепутать могли. Они и Путина с Ельциным путают», — прокомментировал эту новость пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Леонид Гусевстарший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО«Наземные операции, скорее всего, будут вести войска Башара Асада, примкнувшая к ним «Хезболла» и добровольцы из Ирана. Скорее всего, будет такой конгломерат сил, который может начать наземную операцию. Что касается военно-воздушных ударов и залетов самолетов, как говорится со стороны Турции, что касается первого самолета, российская сторона признала, что это действительно была ошибка из-за погодных условий. На несколько секунд он вошел в воздушную зону Турции и тут же оттуда вылетел. С Турцией у нас все-таки нормальные отношения на протяжении последних десятилетий. У нас контракты по разным газовым вопросам и огромный туристический бизнес. Поэтому что-то такое делать против Турции — просто смешно, тем более провоцировать, как нас западная сторона начинает обвинять. Здесь ничего такого и близко нет».

Накануне посол Андрей Карлов уже давал в МИД Турции объяснения по поводу другого нарушения, которое произошло в субботу. Самолет Су-30 в субботу на несколько секунд оказался в воздушном пространстве Турции из-за навигационной ошибки. Как объяснил официальный представитель Минобороны генерал Конашенков, авиабаза «Хмеймим» находится примерно в 30 километрах от сирийско-турецкой границы. При определенных климатических условиях заход на аэродром осуществляется с севера.