В сентябре премьер Яценюк заявил, что самолетам с российским триколором нечего делать в украинских аэропортах. Но изначально Киев не собирался закрывать небо для всех российских авиакомпаний. «ЮТэйр» под санкции не попадал. Москва ответила, запретив полеты для всех трех летающих сюда украинских авиакомпаний. И тогда Киев тоже не стал делать исключений. После 25 октября по воздуху страны будут связывать только иностранные перевозчики, с пересадками. Билеты теперь многим не по карману, говорит киевлянин Сергей Слюсаренко.

Сергей Слюсаренкокиевлянин«Теперь только поезд. Все облетные варианты просто дорогие. Но есть вариант, допустим, автобус любителям экстрима. Всего лишь сутки сидеть. Есть варианты перекладных, ехать до Харькова, потом ехать до Белгорода, ну вы сами понимаете, что это такое. Какие-то варианты будем находить все равно. Ну, поезд, поезд».

Поезд Киев-Москва и обратно, купе обойдется примерно в 200 долларов. Раньше за эти деньги из Киева в Москву и обратно можно было слетать дважды. После 25 октября билет только в один конец воздухом стоит примерно 150 долларов. Правда, белорусская «Белавиа» объявила акцию — перелет с возвращением всего за 220 долларов, с пересадкой в Минске. Дорога займет минимум три часа, и по нынешним реалиям это очень быстро. Смогут ли в перспективе иностранные компании летать между Россией и Украиной напрямую? Рассказывает руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Олег Пантелеевруководитель аналитической службы агентства «Авиапорт»«Прямое сообщение между пунктами в России и Украине ни одна из авиакомпаний третьих стран сегодня осуществлять не может. Теоретически это возможно, но пока, честно говоря, вероятность такого решения выглядит не слишком высокой».

Скорее всего, против этого выступит Россия, которая не захочет подарить рынок иностранному перевозчику. У нас по данным ФМС находятся 2,5 миллиона украинцев. Только за 8 месяцев этого года пассажиропоток между странами составил 800 тысяч человек. 70% украинцы, сообщали российские власти. Из них почти половина летят транзитом через Россию в Европу и другие страны, рассказывал министр транспорта Максим Соколов. Была версия, что санкции выгодны «Международным авиалиниям Украины» Игоря Коломойского — теперь перевозчик заработает на прямых зарубежных направлениях. Мнение директора по развитию в СНГ компании «Авиационный чартерный сервис» Сергея Вехова.

Сергей Веховдиректор по развитию в СНГ компании «Авиационный чартерный сервис»«Если бы украинские авиалинии могли летать напрямую, и ценовое предложение у них было бы для пассажиров приемлемое, никакие санкции вообще не были бы нужны. Поскольку у них техники не хватает, денег нет, и от них летать напрямую просто не на чем. Вот и все. Поэтому Коломойский здесь ни при чем, заговора здесь никакого нет. Просто почему-то захотело украинское руководство раскрутить конфликт».

Киев заявил, что готов разрешить некоторым российским авиакомпаниям летать на Украину. Но для этого российские власти должны отменить запрет на полеты украинских перевозчиков в Россию. Москва готова отозвать контрсанкции — но только после того как Киев снова разрешит всем российским авиакомпаниям летать на Украину. Для этого украинское правительство должно признать, что самолетам с российским триколором все-таки «есть что делать» в украинских аэропортах.