В России достигнут пик кризиса, экономика приспосабливается к изменяющимся условиям, и это первые признаки стабилизации — об этом заявил президент РФ Владимир Путин, выступая на инвестфоруме «Россия зовет!», организованном «ВТБ Капиталом». После краткого вступительного слова глава государства стал отвечать на вопросы. Первые из них острыми назвать было сложно. Например, Путина спрашивали про немецкий бизнес в России и про привлечение иностранных инвесторов. Глава государства сказал, что правительство исходит из цены на нефть в 50 долларов за баррель и отметил: нужны структурные изменения в экономике.

Владимир Путинпрезидент Российской Федерации«Я уже говорил во вступительном слове о том, что считаем, что пик, если не пройден, то достигнут, я так аккуратненько скажу, некоторые коллеги считают, что пик кризиса пройден вообще. И все наши планы на ближайшие годы рассчитаны, конечно, на то, что мы не просто пройдем этот путь, не только выйдем из состояния депрессии отдельных отраслей экономики, но восстановим положительную динамику в целом. Я просто не сомневаюсь, что так оно и будет. И все наши прогнозы, а они достаточно глубокие и профессиональные, говорят именно об этом. И делать мы это будем на основе реалистичных, очень скромных прогнозов по ценам на углеводороды, на энергоносители, на нефть, на газ. Ну, исходя из 50 долларов за баррель. Это даст нам возможность концентрировать больше ресурсов на решение главной задачи, которая перед нами давно стоит, и которую в этих условиях, кстати говоря, решать даже легче, чем в условиях высоких цен на товары нашего традиционного экспорта. А задача эта — это структурные изменения в нашей экономике. На этом мы и будем основывать наши действия».

Отвечая на вопрос о «Северном потоке — 2», Владимир Путин сказал, что этот проект не нацелен на лишение кого-то транзита.

«Что касается конкретных проектов, то они были сформулированы уже достаточно давно, во всяком случае, те, о которых вы упомянули. «Северный поток — 2», он в рамках большого проекта «Северный поток» был сформулирован еще несколько лет назад, еще в 2010 году, и потом последовательно реализовывался. Сначала прямо в это же время, когда мы реализовывали «Северный поток — 1», уже партнеры, акционеры компании формулировали свои идеи по поводу расширения этого проекта. Поэтому никакой новизны здесь нет. Он нацелен и направлен на то, чтобы обеспечить потребности в энергоносителях, прежде всего для Северной Европы, имея в виду падающую добычу Великобритании и Норвегии, и растущие потребности в то же время в энергоносителях в этом регионе Европы. Он совершенно не нацелен на то, чтобы лишить кого-то транзитных возможностей, и вот эти политические спекуляции я попросил бы всех оставить в стороне. Что касается украинского транзита, поставок в Южную Европу, у нас отдельные планы, в том числе и с немецкими партнерами, и с турецкими партнерами, и с французскими, ну, там много возможных участников будущих проектов. «Северный поток — 2» никакого отношения к этим транзитам не имеет и никому не мешает».

Владимир Путин высказался также о сирийском кризисе. Он заявил, что Россия не стремится к лидерству в Сирии, а вносит вклад в борьбу с терроризмом. Слова российского президента по Сирии и борьбе с терроризмом стали наиболее эмоциональными из всего выступления на форуме. Эту тему поднял корреспондент американского телеканала CNBC, который сказал, что Барак Обама поставил под сомнение лидерство России в Сирии, и связал эту тему с инвестициями в Россию. Владимир Путин отреагировал таким удивлением, что в зале зааплодировали.

«Вы, как у нас говорят, божий дар с яичницей — все смешали в одну кучу. Еще есть у нас всякие на этот счет шутки: в огороде бузина, а в Киеве дядька, у нас так говорят. Причем здесь ситуация с ИГИЛ (данная организация запрещена в РФ — Business FM) в Сирии и инвестиции в России? Хотя, конечно, все в мире взаимосвязано. Во-первых, я не хочу сейчас ни с кем дискутировать, но хочу отметить, что мы не стремимся к какому-то лидерству. В Сирии может быть только один лидер — сирийский народ. Мы стремимся к тому, чтобы внести свой вклад в борьбу с терроризмом, который опасен и для Соединенных Штатов, и для России, для европейских стран, да и для всего мира без всякого преувеличения. И обращаю ваше внимание на то, что все наши действия находятся в строгом соответствии с Уставом ООН, с международным правом. Вот сейчас мы часто слышим, что наши летчики наносят удар не по тем целям, не по ИГИЛ. Во-первых, мы проинформировали заранее руководство Соединенных Штатов. Соединенные Штаты никогда этого не делали. Теперь нам говорят: мы не готовы с вами сотрудничать, и вы наносите удары не по тем целям. Мы сказали на военном уровне, обратились и попросили: дайте нам те цели, которые вы считаете стопроцентно террористическими. «Нет, мы к этому не готовы», — был ответ. Мы подумали и задали еще один вопрос: «Куда не надо бить?» Тоже никакого ответа. А что делать-то? Это не шутка. Я ничего не придумал. А как же работать совместно? У вас есть ответ? И у меня пока нет. Мне кажется, что у некоторых наших партнеров просто каша в голове».

Общение Владимира Путина с участниками форума «Россия зовет!» длилось около полутора часов.