Росавиация проведет сегодня совещание с авиаперевозчиками по безопасности Boeing-737. Накануне стало известно, что Межгосударственный авиационный комитет приостановил действие в России сертификатов на все типы самолетов этого семейства. Свое решение МАК связывает с расследованием авиакатастрофы в Казани, произошедшей два года назад.

В июне этого года «руководством Росавиации была вновь озвучена позиция, что причиной происшествия явился отказ привода системы управления рулем высоты из-за конструктивных недостатков самолетов Boeing-737», говорилось на сайте комитета. Там же МАК объяснял, что был вынужден приостановить действие выданных им сертификатов на эксплуатацию самолетов данного типа из-за отсутствия конкретных действий Росавиации по введению ограничений на полёты лайнеров. Такие сообщения на сайте МАК были размещены вчера, но утром 6 ноября около 9 часов информация пропала.

Один из крупнейших российских перевозчиков подтвердил Business FM, что получил приглашение на встречу в Росавиации. Источник не исключил, что по результатам совещания может быть принято решение о возможности дальнейшей эксплуатации самолетов этого типа. По данным «Прайм», авиакомпании России и СНГ эксплуатируют 220 лайнеров Boeing-737. Больше всего их было у «Трансаэро», прекратившей полеты с 26 октября. Сейчас самым крупным эксплуатантом является «ЮТэйр». Есть такие самолеты и у S7, и у «Аэрофлота» с его «дочками». Так, у лоукостера «Победа», принадлежащего «Аэрофлоту», весь парк из 12 машин — это Boeing-737. Что будет, если их полеты действительно запретят?

Олег Смирновзаслуженный пилот СССР, президент фонда «Партнер гражданской авиации»«Это очень тяжелое для наших авиакомпаний решение, в некоторых авиакомпаниях они составляют до 50% из всей техники, которая у них есть, самолетной. У меня возникает вопрос: а что делать с пассажирами, ведь на эти самолеты на полгода вперед проданы авиабилеты. Это коллапс, вы понимаете, потому что такого количества самолетов, остановленных одновременно, никто не в состоянии заменить».

Как возможная приостановка полетов Boeing-737 отразится на самих авиакомпаниях?

Сергей Веховдиректор по развитию в СНГ компании «Авиационный чартерный сервис»«Страшные убытки. Самолеты делают деньги только тогда, когда летают. Если они не летают, они мгновенно могут разорить авиакомпанию, за 2-3 месяца. Если выйдет такое распоряжение Росавиации об остановке полетов на 737, тогда, наверно, МАК должен будет нам, как потребителям этого продукта, предоставить информацию, что именно там не так, что им не понравилось».

Новость изрядно озадачила и представителей туриндустрии. Запрет на эксплуатацию Boeing-737 больно ударит по отрасли, которая сегодня и без этого чувствует себя не очень хорошо.

Дмитрий Горинвице-президент Ассоциации туроператоров России«Это тип самолета, который активно используется и в туристических перевозках. Данная машина используется на ближнемагистральных направлениях, и это тот же Египет, Турция и другие направления. Естественно, это не весь парк, потому что в России много используется на чартерах самолетов и другой модификации А-321 и Boeing-777. В любом случае, мы пока даже не можем оценить размеры бедствия, так как это машина, которая очень активно используется во всех авиакомпаниях и в туристических чартерных перевозках. Сейчас речь об отмене рейсов еще не стоит. Мы считаем, что не надо драматизировать ситуацию, и в одночасье такие вопросы не решаются».

На совещание в Росавиацию приглашена и председатель Межгосударственного авиационного комитета Татьяна Анодина. Впрочем, она может и не явиться на встречу. Как сообщил русский Forbes со ссылкой на свои источники, создатели «Трансаэро» Александр и Ольга Плешаковы уехали из России и живут теперь во Франции. К ним якобы присоединилась и мать Плешакова — Татьяна Анодина, которая владела 3% акций «Трансаэро». В экспертных кругах высказывается мнение, согласно которому именно Анодина стоит за историей с возможным запретом на полеты Boeing-737.

Михаил Виноградовпрезидент фонда «Петербургская политика»«Понятно, что действия Анодиной рассматриваются в контексте некого ответа на ситуацию с «Трансаэро» и ослабления конкурентов. Отчасти «Аэрофлота», особенно через «Победу», и «ЮТэйр», и других участников рынка, которые могли бы стать бенефициарами истории «Трансаэро». Или все-таки Анодиной будет указано на то, что это сильно экстремальная позиция».

Пока все это выглядит как «аппаратный троллинг». Но приостановка полетов Boeing-737 может затронуть слишком многих: и работников авиакомпаний, и российских туристов, да и просто авиапассажиров. В Кремле уже подтвердили, что следят за развитием ситуации. Если что-то пойдет не так, не исключены кадровые решения. Впрочем, есть и другая версия, не связанная с госпожой Анодиной: только российские авиационные власти знают, что самый массовый в мире пассажирский самолет недоработан, а, к примеру, в американской Southwest, которая эксплуатирует почти 700 таких машин, об этом до сих пор не догадываются.