Новый японский пассажирский лайнер Mitsubishi MRJ совершил успешный пробный полет. Первый серийный MRJ будет произведен и продан в июне 2017 года, но еще на этапе испытаний было заказано более 200 воздушных судов. Среди заказчиков — японские и американские авиакомпании. Mitsubishi в ближайшее время планирует потеснить канадских и бразильских производителей.

Эксперты авиационной отрасли сравнивают MRJ с российским Sukhoi SuperJet 100. Лайнеры имеют практически схожие характеристики. Несмотря на то, что российский лайнер в эксплуатации уже не первый год, заказано 400 судов SuperJet, а построено 100. Mitsubishi же стремится продать более 2 тысяч самолетов. Как изменится конкурентная борьба на рынке малых реактивных пассажирских лайнеров с приходом Mitsubishi?

Алексей Синицкийглавный редактор «Авиатранспортного обозрения» АТО.ру«Когда этот самолет уже выйдет на рынок, конкуренция в сегменте региональных самолетов усилится. Но все равно эти самолеты по характеристикам и по рынкам немного разные. Я не думаю, что у них будет совсем уж прямая конкуренция, хотя, возможно, на некоторых рынках авиакомпании будут выбирать именно между этими двумя самолетами. Что касается характеристик, у MRJ стоят более современные двигатели, которые будут устанавливаться и на новую модификацию Airbus А320, и на Boeing 737 MAX. В то же время двигатель, который стоит на SuperJet, — это российско-французский двигатель, он тоже имеет хорошие характеристики и запасы для совершенствования. Нельзя сказать, что SuperJet однозначно проигрывает в этом вопросе. Цена — штука довольно гибкая. Контрактная цена может довольно сильно отличаться. Гораздо важнее структурирование сделки — как будет устроено ее финансирование, потому что никто такие деньги — речь идет о десятках миллионов долларов — из кармана не выкладывает. Наверно, японцы с финансовой точки зрения обладают некоторым преимуществом по сравнению с российскими банками — просто в силу различия экономик, банков. В этом сегменте российский рынок занимает довольно уверенную позицию, тем более что для российских авиакомпаний предлагается финансирование».

Главное достоинство нового японского лайнера — экономичность: воздушное судно тратит на 20% меньше топлива, чем его «одноклассники».

MRJ — это первая за последние полвека попытка создать серийный и коммерчески выгодный японский самолет. Разработка потребовала семь лет. До этого в 1962 году Страна восходящего солнца спроектировала и выпустила турбовинтовой самолет, но было продано меньше двухсот машин.