Крупные продовольственные сети и их поставщики предупредили о вероятности срыва доставки продуктов после 15 ноября. Именно с этого дня вводится плата за проезд грузовиков, но оказалось что логистические компании не получили счетчики, необходимые для работы в этой системе под названием «Платон». Как пишет газета «Коммерсантъ», логистические компании уведомляют ритейлеров, что из-за этого не готовы работать и стали отказываться от поставок продовольствия. Якобы на один миллион большегрузных машин, которые необходимо подключить к системе «Платон», сейчас выпущено лишь 200 тысяч счетчиков, и лишь пятая часть из них роздана перевозчикам.

Информацию о риске перебоев с поставками продовольствия подтвердили, в частности, в «ТД Интерторг» , которая управляет сетями Spar и «Семья». По расчетам компании, в зону риска попадает примерно 30% перевозок. Аналогичную информацию озвучили в X5 Retail Group, управляющей сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель». А вот у небольших сетей проблем возникнуть не должно, считает генеральный директор сети «Азбука вкуса» Владимир Садовин:

Владимир Садовингенеральный директор сети «Азбука вкуса»«Я имею в виду, маленькая сеть с точки зрения географии распространения. У нас только шесть супермаркетов в Санкт-Петербурге, все остальное в Москве. Так как в Москве в любом случае нельзя фуры использовать, поэтому у нас и нет такого большегрузного транспорта. У нас есть свой транспорт, но в основном все это малотоннажное. Если фуры какие-то есть, это фуры поставщиков, которые приходят на наш центральный склад. Он под Москвой, в 35 км от Москвы, но это не наша логистика, это не наш транспорт, эти проблемы должны решать поставщики, которые туда что-то везут. Я за них не могу сказать, насколько для них это критично или нет. Это важно тем, кто гоняет большие машины, как «Магнит», «Дикси», они по всей стране туда-сюда ездят, для них это может быть критично».

Для использования системы «Платон» не обязательно использовать счетчик , можно оплатить и с помощью маршрутной карты, но пока ни один из способов не работает, отмечает генеральный директор холдинговой компании «Совтрансавто» Владимир Тян.

Владимир Тянгенеральный директор холдинговой компании «Совтрансавто»«На сайте «Платон» можно распечатать маршрутную карту на рейс, маршрутная карта автоматически при вводе маршрута рассчитывает расстояние, проезжаемое по федеральной трассе в рамках этого рейса, и рассчитывает сумму платежа. Я не могу сказать, что я ее пробовал, потому что по-прежнему не работает, но нажатием некой кнопки эти деньги с лицевого счета списываются в оплату дорожного сбора, это самый простой способ — ручной. Второй способ с транспондерами, то есть устанавливается некоторое оборудование, которое через систему спутниковой навигации отслеживает движение автомобиля и потом автоматически эти деньги списываются, по-моему, даже постфактум. На данный момент не работает ни то, ни другое. Я могу не совсем быть онлайн, может быть, она где-то сейчас включается или включается, но на вчерашний день, по-моему, система распечатки маршрутных карт не работала, а с транспондерами ситуация такая, что их просто не хватает на всех, поэтому их и не выдают».

В компании X5 Retail Group, которая управляет сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель» говорят, что оборудовали счетчиками свои машины. Но транспортировку трети товаров осуществляют партнеры, которые предупреждают о возможных проблемах, говорит представитель компании Олег Полетаев.

Олег Полетаевпредставитель компании X5 Retail Group«Х5 Retail Group обладает внушительным собственным парком грузовиков, но вместе с тем порядка 30% нашего объема грузоперевозок от распределительных центров компании в магазины наших торговых сетей осуществляют привлеченные нами по контрактам средние и небольшие грузоперевозчики. На сегодняшний день 100% автопарка Х5 Retail Group оборудовано устройствами передачи данных для учета их движения по дорогам, и наш автопарк полностью готов к тем изменениям, которые произойдут с 15 ноября. Вместе с тем мы получаем уведомления от наших транспортных партнеров о том, что на сегодняшний день не более 10-15% их собственного автопарка получили передающие устройства и соответственно могут работать в тех правовых рамках, которые будут определять правила грузоперевозок, начиная с 15 ноября. Мы оптимизируем все маршруты и цепочки поставок, мы не ожидаем каких-то изменений, которые ощутит потребитель в ближайшие дни и недели, и исходим из того, что наши контрагенты будут более оперативно решать эту проблему с уполномоченными структурами, чтобы оборудовать свои автомобили передающими устройствами или регистрироваться в личном кабинете на сайте этой системы и пользоваться прокладкой электронных маршрутов, ну, и вести необходимый учет передвижения своего автотранспорта. Это часть проблемы. И вторая часть проблемы состоит в том, что помимо нашей собственной логистики есть логистика крупных партнеров из числа поставщиков продукции, например, напитки, молочная продукция, которые доставляют свои товары к нам на распределительные центры. Мы можем, насколько мы знаем из тех сообщений, которые получали в течение этой недели, у коллег, то есть у наших товаропроизводителей, ситуация аналогичная. Их собственные автопарки, как правило, уже в системе либо зарегистрированы и получили устройства, либо они решают проблему с регистрацией маршрутных карт, а вот их контрагенты, то есть небольшие и средние транспортные компании, находятся в ситуации аналогичной, то есть пока не подготовились к переходу на движение по новым правилам».

Система взимания платы за проезд тяжелых грузовиков по федеральным трассам «Платон», к которой должны подключить грузовики, была создана усилиями «Ростеха». Ее разработала компания, совладельцем которой является сын Аркадия Ротенберга.

Оператором системы «Платон» является компания «РТ-Инвест транспортные системы», 50% в которой принадлежит сыну бизнесмена Аркадия Ротенберга Игорю. Ему 42 года, в качестве образования в открытых источниках указывается Высшая школа приватизации и предпринимательства. В середине 2000-х был вице-президентом РЖД.

Изначально основным владельцем компании «РТ-Инвест транспортные системы» был «Ростех», чьими усилиями компания и стала оператором системы «Платон». Дело в том, что изначально оператора хотели выбрать на конкурсе, куда допустить и иностранные компании. Но глава «Ростеха» Сергей Чемезов напомнил об импортозамещении, и прошлым летом правительство конкурс отменило, и оператором была назначена «РТ-Инвест транспортные системы». Источники «Ведомостей» тогда рассказывали, что хотя Чемезов и просил у правительства этот проект, отвечать за него сам «Ростех» не хотел. И прошлой осенью в число собственников компании вошел Ротенберг.

«РТ-Инвест» разработала систему и будет ее эксплуатировать и обслуживать в течение 13 лет. За это государство по договору концессии с «РТ-Инвест транспортные системы» будет платить компании более 10 с половиной миллиардов рублей в год из средств, собранных за проезд, остальное будет идти в федеральный дорожный фонд для ремонта федеральных трасс.