Следователи установили личность одного из восьми террористов, совершивших в пятницу вечером атаки в Париже. По отпечаткам пальцев определили, что это гражданин Франции, также на месте терактов нашли сирийский и египетский паспорта.

Сирийский паспорт принадлежал мужчине 90-го года рождения. 3 октября этот человек прошел контроль еврозоны на греческом острове Лерос. По египетскому пока известно лишь место обнаружения — Stade de France. Возможно, это 27-летний Валид Абдель Юсеф, которого до сих пор не может найти МИД Египта. По предварительным данным, еще три смертника проживали в эмигрантском районе Брюсселя. Также по версии полиции, одной из восьми нападавших была женщина. Глава МВД Франции Бернар Казнев обратился к европейским коллегам за помощью в идентификации убитых террористов.

Группировка «Исламское государство» заявила в Интернете, что восемь «воинов Аллаха» в поясах смертников совершили акт смерти за авиаудары. Однако госсекретарь Керри сказал, что у США доказательств причастности к взрывам именно ИГИЛ пока нет.

По официальным данным, погибли 128 человек, в том числе иностранцы — два бельгийца, португалец и гражданин Испании. Россиян, по счастью, нет.

На арене Stade de France, на матче Франция — Германия, во время взрыва находился президент Олланд, которого пришлось срочно эвакуировать. Был захвачен концертный зал Bataclan, где проходил рок-концерт, и там погибло больше ста человек. Как рассказывают очевидцы, в Bataclan развернулась настоящая бойня: нападавшие ворвались с автоматами в заполненный зал и в течение 15 минут вели огонь прямо по толпе людей. Детали событий в Bataclan проследить сложно, можно опираться только на слова очевидцев.

Шел к завершению концерт Eagles of Death Metal. С его начала прошло полтора часа. Кстати, группа, несмотря на свое название, не играет тяжелую музыку или музыку, отражающую особое отношение к религии или войне. Выбор именно этого концертного зала непонятен. Есть сообщения в СМИ, что якобы на входе долгое время висела вывеска Je Suis Charlie, но это не подтверждено.

Bataclan был забит почти полностью. При разной расстановке ограждений у сцены этот зал может вмещать от тысячи до полутора тысяч человек. В этот раз все билеты были распроданы. Очевидцы рассказывают, что по меньшей мере двое, может быть, трое молодых людей без масок возрастом примерно 25-ти лет с оружием наготове вошли в зал. Раздались первые выстрелы. Тем, кто стоял неподалеку, было приказано лечь на пол. Один из террористов постоянно показывал жестами, что надо оставаться на полу. Началось то, что выжившие очевидцы описывают фразой «кровавая ванна».

Большей частью очевидцы отмечают, что террористы вели себя слаженно, говорят даже спокойно; не было заявлений, криков с их стороны. В ситуации всеобщей паники надеяться на помощь со стороны не приходится. Люди начали искать пути спасения из этой бойни.

Так, одному из зрителей Фредерику Новаку вместе с группой гостей клуба удалось сбежать от террористов на крышу трехэтажного здания Bataclan.

Фредерик Новакочевидец«Справа от сцены была дверь, все ринулись туда и оказались на лестничной клетке. Мы там застряли минут на 5-10, а потом, поднявшись уже несколько выше и силой открыв еще одну дверь, мы оказались в помещении, напоминающем гримерную. Кто-то в итоге нашел проход на крышу, мы переместились туда и стали ждать. Один из жителей последнего этажа открыл окно и позволил нам забраться через него в квартиру. Там мы и стояли, ждали, что будет дальше, параллельно слыша взрывы, стрельбу, крики, без четкого осознания, что происходит».

Тем, кому не повезло найти дверь или какой либо другой путь наружу не повезло вдвойне. У всех или некоторых террористов, это точно неизвестно, были пояса смертников, и после расстрела людей возле себя они приводили их в действие. Писатель и общественный деятель из Франции Марек Хальтер рассказывает историю своего друга. Ему ничего не оставалось делать, как притвориться мертвым.

Марек Хальтерписатель и общественный деятель из Франции«Они стреляли и потом они добили себя. У них были бомбы, и в последний момент они забили себя, они самоубийцы. И с ними еще несколько десятков французов, это все очень быстро. Он упал, и сделал это, когда был уже якобы мертвый. Он хотел пойти до его семьи, показать его детям, чтобы они видели мертвых около него, и сделал, будто был мертвый сам. И потом полиция французская пришла, его нашли и освободили».

Такое же решение, хотя при данных условиях трудно говорить о чем-то действительно обдуманном, приняли и многие другие выжившие. Один очевидец рассказал французским журналистам, что его буквально полностью накрыло телами, поэтому он и остался жив.

Прошло примерно 15-20 минут жестокой резни. Полиция к этому моменту уже готовила штурм. Но, как пишут опять же очевидцы, журналистов на месте еще не было, почему-то мешкались. Район был уже полностью оцеплен, из кафе напротив Bataclan был сооружен оперативный госпиталь, спецназ стоял на изготовной. Когда и как спецгруппа провела операцию, известно немного. Часть оперативников залезла через окно на втором этаже, остальные — неясно. Точно можно сказать, что их действия сопровождались взрывами. Как минимум семью. Были это взрывы, необходимые в ходе проникновения в здание или нет, тоже утверждать нельзя. В ходе операции пострадали посетители клуба, около 10 человек погибли. Были сообщения о гибели сотрудников спецназа, но не подтвердились.

Гости концертного зала начали выходить из здания. По многочисленным роликам в сети можно сказать: некоторые держали руки за головой, некоторые голову в руках. После часа ночи на бульваре Бомарше появился президент Франции Франсуа Олланд. В этот момент стало понятно, что активная фаза операции, по всей видимости, завершена, хотя поток раненых по-прежнему не прекращался. Олланд прошел напрямую через оцепление в сторону театра и сделал заявление для журналистов. Правда, лишь минут через сорок, уезжая с места событий. Один наблюдатель рассказал журналистам, что видел место трагедии после завершения операции.

очевидец на месте после теракта«Когда я пришел туда, вокруг было множество мертвых тел. Множество. Огромное множество погибших. В такой момент перестаешь толком понимать, это все всерьез или нет. Кино или реальная жизнь».

Наутро множество людей собралось напротив Bataclan, чтобы выразить свою скорбь. Приехал пианист Давиде Мартелло, известный тем, что выражает отношение людей по всему миру к насилию музыкой. Один очевидец тогда же наутро написал в Twitter: «Я сижу сейчас тут в безопасности, пью Coca-Cola и думаю, а могу ли теперь вообще выходить на улицу и не быть застреленным».

В начале следующей недели ЕС может созвать чрезвычайный саммит, посвященный борьбе с терроризмом. А пока на всей территории Франции введен режим чрезвычайного положения. Эту информацию распространили в Елисейском дворце. Под текстом решения стоят подписи всех членов Совета министров страны.