Турецкая правозащитная организация сообщила об авиаударе по конвою грузовиков с гуманитарной помощью в Сирии. Атака произошла в городе Аазаз на севере Сирии в 5 км от турецкой границы. Местные СМИ сообщают о 8 погибших и десятке раненых.

В Twitter организации Humanitarian Relief Foundation, которую также называют фонд IHH, были опубликованы несколько сообщений. Одно из них свидетельствует о том, что обстрел гуманитарного конвоя производился с воздуха российскими ВКС, но затем организация опровергла такие данные.

Около семи вечера по Москве в микроблоге фонда появилось сообщение — в нем были фотографии, на которых турецкие пожарные тушат горящие грузовики. Подпись под фото гласила: «Отряды гражданской обороны IHH работают на месте после того, как российские военные самолеты атаковали грузовик с гуманитарной помощью в Аазаз».

В 8 вечера по Москве турецкое государственное новостное агентство Anadolu известило, что авиаобстрел был осуществлен российскими ВКС, а грузовики действительно везли гумпомощь беженцам. В 11 вечера появилось новое сообщение фонда. В нем говорилось: «Грузовики нам не принадлежат, нет ясной информации, кто бомбил их, первоначально сообщалось, что удар нанесла Россия».

Другие турецкие СМИ сообщили: грузовики принадлежали IHH. Этот фонд основан в Стамбуле и связан с президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом.

Атака на грузовой конвой на границе Турции и Сирии не освещается западными журналистами. Нет информации о судьбе раненых в ходе обстрела. Также нет деталей о целях и составе груза этой гуманитарной операции, говорит корреспондент «Комсомольской правды» Александр Коц.

Александр Коцкорреспондент «Комсомольской правды»«Действительно, очень странная, таинственная история, сразу несколько вопросов возникает. Дело в том, что я знаком вот с этим топонимом Аазас. Мы делали расследование о том, как российские джихадисты с Северного Кавказа попадают в «Исламское государство» (данная организация запрещена в РФ — Business FM). И мы разговаривали с боевиками, которые вернулись в Дагестан, они говорили, что как раз городок Аазаз является такой узловой станцией, на которой распределяют все поступающие вооружения и боеприпасы, и живая сила, то есть через этот городок Аазас проходят все те, кто потом воюет с правительственными силами. При этом вызывает удивление отсутствие абсолютное официальной реакции Анкары на этот, как они пишут, вероломный обстрел, там же сообщается о 7 погибших, о 10 раненых. Ну, вот такой хороший набор для обличения России в смертных грехах, но Анкара официальная молчит по этому поводу. Насколько я понимаю, изначально проходила информация о том, что грузы эти поставляла гуманитарная организация IHH, но они от этой колонны открещиваются, говорят: «Это не наше». При этом обращает на себя внимание то, что ни на одном кадре ни один грузовик не показан — что находилось внутри этих грузовиков, что за гуманитарную помощь они везли. Между тем в Интернете мне удалось найти видеоролик, на котором эта же организация везет опять же в грузовиках, это было в мае, очередную гуманитарную помощь. Ее вскрыли оппозиционные журналисты турецкие, оказалось, что грузовики набиты сверху донизу коробками с наркотиком, который в простонародье называют «озверин», и грузовики полностью заполнены минами, реактивными снарядами. Но почему-то тогда тоже большого скандала не вышло. Я предполагаю, что в этом конвое, который дошел до Аазаза был схожий груз, но пока нет официальной информации о том, кем он был атакован».

В Сети действительно есть видеозапись от мая этого года, кадры которой показывают досмотр крупного груза на нескольких грузовиках. Большую часть груза составляют коробки с минами и мелкие упаковки с некими препаратами. Однако никаких указаний на то, что это грузовики именно IHH ролик не демонстрирует.

На данный момент никаких официальных заявлений от Анкары об инциденте не поступало — так же, как и комментариев Москвы. Что это может означать?

Дмитрий Трениндиректор Московского центра Карнеги«Мое впечатление в том, что и российская сторона, и турецкая сторона, скажем так, не желают эскалации конфликта. Во всяком случае, я уверен в том, что российская сторона не стремится к эскалации конфликта с Турцией на этом этапе. Я думаю, что многие союзники Турции в НАТО также не хотят эскалации конфликта, который потенциально угрожает втягиванием всего альянса в конфликт с ядерной державой. Но, как это часто бывает, каждая из так называемых сторон неоднородна, есть разные люди, разные круги, разные интересы, так что ситуация не то, что непростая, она неясная, она непредсказуемая, и она опасная».

Турецкая газета Hurriyet сегодня отмечает, что ранее авиаудары по этому району наносили сирийские ВВС. Город Аазаз находится недалеко от сирийско-турецкой границы, однако расположен на существенном расстоянии от места падения российского Су-24, где, как накануне сообщалось, Россия существенно усилила бомбардировки. Есть информация, согласно которой Аазаз сейчас находится под контролем отрядов сирийской вооруженной оппозиции.