Накануне Путин подписал указ о введении специальных экономических мер в отношении Турции. Временно вводится запрет на ввоз в Россию отдельных видов товаров из этой страны.

Организациям, которые находятся под юрисдикцией Турции, будет запрещено выполнять в России ряд работ и предоставлять ряд услуг, перечень которых определит правительство.

Документ запрещает работодателям со следующего года нанимать работников из числа турецких граждан. Российским туроператорам надлежит воздерживаться от работы на турецком направлении, и с нового года будет отменен безвизовый режим.

По словам турецкого политолога, доцента Университета экономики и технологий торговой палаты и биржи Турции Тогрула Исмаила, и политики, и простые граждане в Турции не хотят ухудшения отношений с Россией и сожалеют о том, что случилось, но если политика санкций будет продолжаться, пострадает от нее в большей степени Россия.

Тогрул Исмаилдоцент Университета экономики и технологий торговой палаты и биржи Турции«Я думаю, что больше пострадает Россия. Потому что в России еще есть санкции по поводу украинского кризиса, а у Турции, все-таки, больше торговые связи с ЕС и другими странами. Россия для нас хороший рынок, но не основной».

Отказаться от российского газа Анкара не может, но некоторым совместным проектам, очевидно, пришел конец, считает политолог, директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко.

Евгений Минченкополитолог, директор Международного института политической экспертизы«Мы гораздо меньше туда товаров поставляем. У нас основной экспорт — энергоносители. Конкретно, газ. Туркам достаточно сложно будет от него отказаться. Плюс есть три стратегических проекта, которым, я думаю, настает конец. Это «Южный поток», «Турецкий поток» и строительство АЭС в Турции. Я думаю, эти три проекта будут похоронены. Думаю, это будет обоюдное решение двух сторон. Но здесь, наверное, Россия является инициатором. Получается, что Россия с экономической точки зрения может сделать туркам больнее, чем турки России. Ну, а с другой стороны турецкий транзит плюс проливы. Понятно, что по конвенции Монтре турки не имеют права ограничивать движение судов, но насолить чисто на технических нюансах они, конечно же, могут. Я не исключаю, что в этих условиях может быть реанимирован проект Бургас-Александруполис. Я не исключаю, что начнется давление в отношении союзника России Армении. Турецкая сторона уже начала демонстрировать такой военно-политический ответ. Что да, мы поможем вернуть Карабах Азербайджану. Армения, как известно, член ОДКБ. И, несомненно, будет защищать Карабах. То есть, возникает серьезная точка для давления. Турки могут и не вводить визовый режим по отношению к российским гражданам. Это не принципиальная история. Более того, они заинтересованы, чтобы россияне к ним ехали, может быть, через какие-то другие страны».

Украина уже заявила, что готова в случае необходимости заменить Россию на турецком рынке в плане поставок продуктов. Украинский министр аграрной политики и продовольствия Алексей Павленко написал в Facebook, что «Украина имеет достаточное количество продукции соответствующего качества, чтобы обеспечить турецких потребителей в случае введения экспортных ограничений со стороны Российской Федерации».

ЕС обсудит отношения Турции с Россией на сегодняшнем саммите, сообщил председатель Евросовета Дональд Туск. Между тем, по данным источников «Интерфакса», правительство России может уже в понедельник опубликовать список запрещенных к ввозу в Россию турецких товаров, и туда могут войти не только продукты.