Правительство опубликовало список турецких товаров, запрещенных к ввозу в Россию. В частности в стоп-лист попали томаты, апельсины, мандарины, лук, соль, мясо, гвоздики и еще 10 позиций. Запрет на ввоз начнет действовать с 1 января. Однако предприниматели констатируют, что из Турции уже нельзя привезти мебель, утюги и джинсы. Причем по факту запрет вступил в силу с 25 ноября, на следующий день после того, как Турция сбила российский бомбардировщик.

Кто дал приказ действовать на опережение? Почему на границе встали все товары еще до введения санкций? Политологи говорят, что в ведомствах пытаются выслужиться, проявляют инициативу. Председатель комитета по транспорту московского отделения «Опоры России» Игорь Ребельский подтвердил Business FM, что на следующий день после трагедии с бомбардировщиком в соответствии с устным приказом на всех таможенных пунктах начался 100-процентный досмотр всего, что приходит из Турции. Более того, проблемы на таможне возникли и с товарами из других стран. Если условно «ботинки из Италии» оказались в одном контейнере с товарами, пришедшими из Турции, ботинки тоже становятся турецкими. В последние дни наметились подвижки. На пункте контроля при полной выгрузке товаров из Турции содержимое начали сортировать: турецкое — на полную проверку, все остальное — по обычной схеме. Это единственное, что можно сделать для ускорения процесса именно на границе, отмечает Игорь Ребельский.

Игорь Ребельскийпредседатель комитета по транспорту московского отделения «Опоры России»«В любом случае на границе вы попадаете в очередь, и эту очередь никак нельзя ускорить, да, там есть списки, и вы идете по мере движения очереди. А это может затянуться и на неделю, и даже на полторы. С точки зрения прохождения границы, на это очень глобально и сильно повлиять нельзя. С точки зрения проверок на таможенном посту, тут, наверное, можно сделать так, чтобы сотрудники от компании приехали, помогли инспекторам досмотровым как можно быстрее провести досмотр, чтобы ускорить процесс, и как-то постараться, чтобы эта вся процедура закончилась максимально быстро».

Проблемы возникают и с теми товарами, которые еще не отправились из Турции, и речь вовсе идет не о продуктах из теперь уже официально «черного» списка. Вот что рассказала Business FM представительница поставщика мебели:

«Наши заказы были готовы в срок, поставщик нас известил о готовности, но также сообщил о том, что не готовы отправлять товар непосредственно турецкие перевозчики, потому что боятся рисков. Весь товар промаркирован турецкими этикетками, которые они менять не собираются, и они думают, что этот товар не примут в России».

Очевидно, что скоропортящиеся товары приходят в негодность. Станки, ткани, краски, одежда и так далее, все это вовремя не приходит заказчику. Заказчик попадает на неустойки за срыв поставок контрагентам. Возможно, кто-то пытается решить проблемы проверенным способом, и делает так, что таможенник в турецких помидорах начинает видеть азербайджанские. Возможно, у кого-то это даже получается. Хотя о таких случаях пока не слышно. Так или иначе, это внезапные и весомые дополнительные потери для российского бизнеса, которые никак не портят погоду турецким поставщикам — за отправленное деньги они уже получили.