В 2011 году российский автомобильный рынок окончательно оправился от кризиса 2008-2009 годов. Продажи растут, хотя, конечно, не такими высокими темпами, как до обвала рынка, но тем не менее прирост более чем приличный. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), по сравнению с 2010 годом сбыт новых легковых и легких коммерческих автомобилей вырос на 39%.

Изменились и предпочтения россиян по моделям. Наконец был сломлен тренд кризисных и посткризисных лет, и устаревшая морально, технически и внешне Lada 2105/07 перестала быть самым популярным автомобилем в России. На ее место, впрочем, пришла также не самая совершенная, но все-таки более современная модель «АвтоВАЗа» — Lada Kalina. В 2011 году в нашей стране было продано 142 930 этих моделей. Если брать рынок в целом, то в топ-10 самых востребованных машин в России в 2011 году попали пять моделей российского автогиганта.

Lada Kalina — самая популярная модель 2011 года в России. Фото: «АвтоВАЗ»

Изменилась ситуация и в рейтинге наиболее востребованных иномарок. Бессменный лидер Ford Focus, который многие годы становится самым популярным в гольф-классе и в целом на рынке зарубежных моделей, уступил первое место модели компактного класса — Hyundai Solaris. Этот автомобиль, который начали выпускать на заводе корейской компании под Санкт-Петербургом, буквально взорвал рынок и выбился на первое место среди иномарок менее чем за год после начала продаж. Всего в 2011 году в России было продано 97 243 «Соляриса». Машина брала относительно низкой ценой, достойным качеством, динамическими характеристиками и, конечно же, современным дизайном.

Hyundai Solaris менее чем за год после начала продаж обогнал прежнего лидера среди иномарок Ford Focus. Фото: Hyundai

В целом можно отметить, что в 2011 году в рейтинг иномарок входили в основном компактные модели вроде Solaris, Renault Logan, Daewoo Nexia, но в топ-10 также попали Opel Astra, Chevrolet Lacetti и Skoda Octavia.

2012 год

В 2012 году рост на российском рынке замедлился. Было реализовано 2,93 млн новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 11% больше, чем в 2011 году. Но 2012-й стал пиковым — после этого продажи на российском рынке начали падать год от года.

Сменилась и самая популярная модель. Производитель, правда, остался прежний — «АвтоВАЗ». В 2012 году, по данным АЕБ, лидером сбыта стала Lada Priora, видимо, благодаря легким изменениям в дизайне, добалению новых опций и модернизации мотора. Всего за период с января по декабрь эту модель предпочли 125 951 россиянин. А вот Kalina скатилась на третью строчку, уступив своему соплатформеннику Lada Granta. Это детище «АвтоВАЗа», которое получило звание самого доступного отечественного автомобиля, заняло вторую строчку рейтинга продаж.

Lada Priora в 2012 последний раз занимала первую строчку в рейтинге продаж в Росиии. Фото: «АвтоВАЗ»

В списке самых популярных моделей зарубежных автопроизводителей ситуация практически не изменилась. Лидером рынка в 2012 году остался Hyundai Solaris, которому удалось подняться на строчку вверх и в общем рейтинге продаж, обойдя семейство Lada Samara.

Прорыв года — Kia Rio нового поколения, который появился немного позже, чем Solaris, но делит с ним базу и техническую начинку. Rio получил более строгий дизайн и богатую комплектацию, а как следствие и более высокую стартовую цену. Тем не менее модель стала третьей по популярности в России — сразу за Ford Focus, который, хоть и с трудом, но удержал вторую позицию.

Из-за более высокой стартовой цены Kia Rio не смог достичь результатов соплатформенного Hyundai Solaris, но прорыв совершил огромный. Фото: Kia

Также среди изменений в топ-10 иномарок — новая модель гольф-класса Chevrolet Cruze, которая пришла на смену востребованному ранее Lacetti.

2013 год

Первые звоночки начинающегося спада на автомобильном рынке России: продажи в 2013 году, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), упали на 5% и составили 2,77 млн новых легковых и легких коммерческих автомобилей.

Тем не менее тенденция к обновлению автопарка страны в пользу иномарок продолжается. На первой строчке — по-прежнему продукт «АвтоВАЗа», и снова лидер сменился: теперь это Lada Granta. Зато в топ-10 общего рейтинга продаж вошли все три модели российского автогиганта, но Kalina и Priora опустились на 6 и 8 места соответственно, уступив позиции зарубежным моделям. На девятой строчке, впрочем, затесалась еще одна модель с логотипом Lada — универсал Largus. Но так как это модель Renault, только с российским логотипом и без существенных внешних изменений, мы ее пока учитывать не будем, хотя для «АвтоВАЗа» в частности и для автомобильной промышленности в целом, появление подобной модели — очевидный плюс. Как и полный уход с рынка семейства Samara.

Самый доступный и популярный российский автомобиль — Lada Granta. Фото: «АвтоВАЗ»

В рейтинге иномарок лидер не меняется — Hyundai Solaris уже занимает второе место в общей статистике продаж. Третий и номер два среди иномарок — это соплатформенный Kia Rio. А вот сенсация 2013 года: первый кроссовер, который попал в ТОП-5 самых популярных моделей в целом на рынке — Renault Duster. Благодаря низкой цене и высоким потребительским свойствам машина мгновенно стала набирать популярность с момента выхода и достигла таких высот к 2013 году, когда было продано 83 702 этих кроссовера.

Первый кроссовер, вошедший в топ-5 самых популярных автомобилей России, — Renault Duster. Фото: Renault

Еще один прорыв года — Nissan Qashqai. Тоже кроссовер, при этом более дорогой. Но несмотря на это, модель смогла войти в десятку самых популярных иномарок, реализованных в России в 2013 году.

2014 год

Переломный момент для российского авторынка, да и в целом для экономике — падение курса рубля и повышение цен на автомобили. Результат мог бы быть и хуже, однако потребители рванули в дилерские центры до резкого скачка цен в конце года, чтобы приобрести машины на прежних условиях. В результате падение сбыта в 2014 году составило только 10,3%, а всего в стране было реализовано 2,49 млн новых машин.

В предпочтениях россиян принципиально в этом году ничего не изменилось. На первом месте идет Lada Granta с приличным отрывом от Hyundai Solaris. Набирает популярность Lada Kalina — разумеется, уже нового поколения. Во всяком случае в «АвтоВАЗе» это называют сменой поколений. Также растет спрос на универсал Lada Largus. При всей нелюбви россиян к такому типу кузова, благодаря низкой цене и качеству Renault модель стала шестой по популярности в общем рейтинге продаж.

Универсалы в России вообще не любят, но Lada Largus (Renault Logan) стал шестым по популярности в нашей стране. Настоящий прорыв. Фото: «АвтоВАЗ»

В списке самых популярных иномарок лидерство удерживает Hyundai Solaris. А вот прорывом года можно считать прямого конкурента корейской модели — японский седан Nissan Almera, который, кстати, попал и в топ-10 самых популярных моделей России в общем рейтинге. Это тоже модель компактного класса — она построена на базе все того же Renault Logan. Вот только машина получила ряд серьезных доработок и невероятно просторный второй ряд. Для сравнения, по запасу пространства для ног задних пассажиров Almera может поспорить с машинами более высокого класса, вплоть до бизнеса. Единственное, что считается в модели не очень удачным, — это дизайн.

А это еще один совместный проект альянса Renault-Nissan — седан Nissan Almera с удлиненной базой от Logan. Фото: Nissan

Еще одна знаковая модель, которая вошла в топ-10 самых популярных иномарок, — Toyota RAV4. Мягко говоря, не самый дешевый кроссовер среднего класса. А вот Qashqai из этого списка вышел.

2015 год

В этом году цены на машины подскочили на 15-30% в зависимости от класса и производителя. Разумеется, такой рост цен привел к падению продаж на российском рынке. По итогам 11 месяцев года сбыт сократился почти на 35%, и последний месяц особых надежд не вселяет. Так, в ноябре спад составил более 42%. Дело в том, что в начале осени ряд автопроизводителей снова поднял цены,а доллар и евро продолжают расти по отношению к рублю. Значит, стоит ждать и дальнейшего повышения цен.

Зато есть вероятность, что впервые в истории самым популярным автомобилем в нашей стране станет не отечественная машина, а иномарка — Hyundai Solaris после модернизации. С лета этого года корейская модель обходила по объемам продаж Lada Granta. Пока Granta впереди, но разница — всего 2 тысячи машин, и декабрь может вывести Solaris в безусловные лидеры. Дело в том, что ежемесячно Solaris прибавляет примерно столько же, так что шансы очень высоки.

Hyundai Solaris имеет все шансы по итогам года стать самой популярной моделью в России. Фото: Hyundai

В рейтинге иномарок — практически без изменений. Kia Rio уверенно идет за Hyundai Solaris. Улучшил свои позиции и прямой конкурент этих моделей Volkswagen Polo, который стоит на третьей строчке. Неплохие результаты демонстрирует и Renault Duster.

Однако прорывом 2015 года можно назвать Toyota Camry. Эта модель всегда была лидером сегмента бизнес-седанов в России и занимала высокие позиции. Но в кризис попасть в десятку самых популярных иномарок крайне не просто. Но Toyota, благодаря обновлению и выводу более доступной модификации, это удалось.

Несмотря на кризис и падение продаж, седан бизнес-класса Toyota Camry вошел в топ-10 самых популярных иномарок в России. Фото: Toyota

Таким образом можно констатировать, что за последние пять лет вкусы и предпочтения россиян изменились к лучшему: от старых российских моделей и старых иномарок вроде Daewoo Nexia мы все активнее пересаживаемся пусть и на не очень дорогие, но зарубежные модели, сделанные в России. И здесь уже не только компактные седаны, но и кроссоверы и даже модели бизнес-класса. Так держать!