Работающим пенсионерам в следующем году не будут повышать пенсию. Соответствующий закон подписал президент Владимир Путин.

Неработающим же пенсионерам пенсию проиндексируют 1 февраля на 4%. С учeтом инфляции текущего года это очень мало, говорит доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН Сергей Смирнов. Однако власти, по его словам, вынуждены идти на такой шаг.

Сергей Смирновведущий научный сотрудник ИНИОН РАН«Мы прекрасно знаем, что тренд последнего времени — это поскрести по сусекам у населения и каким-то образом компенсировать выпавшие по факту доходы от экспорта нашего сырья, той же самой нефти, в условиях снижения цен, тотального. И поэтому разные решения принимались именно в этом направлении. Ну, во-первых, «недоиндексация» пенсии неработающим пенсионерам 4% по сравнению с двузначной годовой инфляцией — это, конечно, нечто. И хотя принято решение о «доиндексации» пенсии, реально жизненный уровень пенсионеров упадет хотя бы потому, что эта индексация будет происходить вдогонку инфляции 2015 года. А за 2016 — пусть даже она по оптимистичным прогнозам будет меньше 7%, соответственно, жизненный уровень их упадет. Теперь, что касается работающих людей, получающих пенсию. Здесь то же самое же происходит. Мы экономим средства бюджета Пенсионного фонда, средства федерального бюджета, но это происходит не на фоне экономического подъема. Мы прекрасно знаем, что по годовым оценкам, скорей всего, реальный размер заработной платы месячной у нас сократится, но вот сейчас 9 где-то около процентов, ну, чуть больше, чуть меньше, это существенно значимая величина. Я понимаю, что это неизбежность. Я понимаю, что это делается не в интересах населения, а в интересах государственного бюджета консолидированного, но, тем не менее, за пенсионеров как-то немножечко обидно».

По данным Пенсионного фонда, в России около 14 миллионов работающих пенсионеров. Отмена индексации пенсий для них может сэкономить бюджету до 100 млрд рублей в год. Стоит ли оно того, насколько своевременна и достаточна эта мера, если походить к этому решению без эмоций?

Игорь Юргенспрезидент Всероссийского союза страховщиков«Оно выглядит как тактическое справедливое, потому что бюджет Пенсионного фонда, дотируемый из Фонда благосостояния, дефицитен настолько, что постоянно его поддерживать — на это просто нет средств. Давайте правду говорить. Но это только тактически выверенное решение: довольно давно экономисты отечественные, зарубежные, специалисты в области пенсий говорили о том, что надо повышать пенсионный возраст. В случае повышения пенсионного возраста таких проблем бы не было, если бы эта реформа была начата своевременно. Но в результате того, что когда-то кто-то кому-то пообещал, что никогда пенсионный возраст не будет повышен, эта популистская, так сказать, в основном мера, неповышение пенсионного возраста, привела к такому дефициту бюджета Пенсионного фонда… Меры половинчатые, которые, безусловно, не спасут всю пенсионную систему, но немножко облегчат давление на бюджет, приняты. Работающие пенсионеры выглядят так, что они не получат 4% индексации, но все-таки они получают зарплату. В этом смысле, для спасения тех пенсионеров, которые не работают и живут только на пенсию, это выглядит справедливо. Повторяю еще раз: тактически справедливо в стратегических ошибках, которые были допущены не сегодня, а уже три, четыре, пять лет назад. Когда мы говорим о реформе пенсионной системы — накопительная пенсия, солидарная пенсия, пенсия для работающих и не работающих пенсионеров — мы говорим о большом комплексе мер, которые можно и нужно было бы продумывать. Но так, когда социальный блок правительства и сам президент сам говорил «нет увеличению пенсионного возраста», а только при увеличении пенсионного возраста балансируется вся система в правильном экономическом смысле, тогда и не о чем говорить. Если нет самому первому шагу, то после этого — платить пенсию работающим, не платить, сколько платить, это уже вторично, понимаете. В этом смысле была блокирована сама идея, которая, собственно говоря, не имеет другого решения ни в одной из стран мира. Или мы увеличиваем возраст, или мы увеличиваем налоги. Вот два варианта во всем мире».

Впрочем, есть и третий вариант: включить печатный станок. И о такой мере в 2015-ом году в России тоже говорили. В частности, с данной инициативой выступал советник президента Сергей Глазьев. При определении, кто является работающим пенсионером, а кто нет, будет учитываться факт работы человека на последнюю отчетную дату по данным Пенсионного фонда РФ.