Легальный бизнес, который растет на десятки процентов в год. Продажа самогонных аппаратов, несмотря на кризис, бьет все новые рекорды. Кто и зачем варит самогон? И почему среди лидеров самогоноварения оказалась Москва?

Самогонные аппараты заняли лучшие места на витрине больших и малых хозмагов. В продаже — от двух до трех моделей. Цена — от трех до десяти тысяч. Второй год подряд спрос на изделия — языком экономистов — демонстрирует стабильный рост. Причем его темп в условиях кризиса можно назвать феноменальным. Цифры приводит владелец сайта Сухопарник.ру Николай.

Николайвладелец сайта Сухопарник.ру«Тенденция к росту есть. В год рынок вырастает на 20-30%. Каждый человек хочет употреблять качественный алкоголь, а чтобы знать, качественный или некачественный, можно определить только самым простым способом: сделать его самому. И люди к этому стремятся, делают, достигнутый эффект они рассказывают своим знакомым, знакомые — знакомым, и за счет этого идет увеличение спроса на самогонные аппараты».

О взрывном интересе говорит и статистика поисковых запросов. В январе 14-го года о самогонном аппарате у «Яндекса» спрашивали 128 тысяч раз, в декабре 15-го уже 378. В прошлом году Москва вошла в тройку лидеров по самогоноварению. Свой алкоголь производит каждый десятый житель столицы. И это молодые, состоятельные люди, для которых азы производства хлебного «полугара» или табуретовки стали альтернативой выставок в «Гараже» или катанию на лонгборде — новый способ самовыражения. Гнать — это модно.

Эркин Тузмухамедовдиректор Школы крепких спиртных напитков«Напитки, которые в нашей стране продолжают производить, — это Водяра. Водяра — это чистый этиловый спирт разведенный. В основном используется во всем мире в промышленности, это растворитель, который просто используется в промышленности. Поэтому люди экспериментируют, это форма творчества, форма досуга. Это очень хороший досуг, умиротворяет, как раньше сидели люди в гараже, уходили от жен, чинили «Жигули», а сейчас точно также люди гонят, потому что это на самом деле творчество».

Творческий зуд — это одна сторона процесса. Рост интереса к самогонным аппаратам провоцирует цена и качество магазинного алкоголя. Литр самоделки обходится в 100 рублей — дешевле, чем стоимость одних акцизов в официальном пол-литре, который к тому же может оказаться паленым. В структуре потребления самогона творческая интеллигенция пока уступает хроническим алкоголикам, но все меняется, отмечает директор Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя Вадим Дробиз.

Вадим Дробиздиректор центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА)«Сегодня маргинальные слои с самогона сходят, и не только сегодня, а последние лет 10-15. Почему? Потому что самогон все-таки нужно производить, нужно заниматься производственным процессом. Для маргинальных слоев населения гораздо выгоднее приобрести аптечную настойку или спиртосодержащую жидкость двойного назначения, которая получается дешевле самогона без всякого производства. То есть если в 2014 году было выпито порядка 200 млн литров самогона, я бы 150 млн литров отдал маргинальным слоям, там действительно еще достаточно силен этот процесс, ну а миллионов 50 литров представителям творческой самогонной интеллигенции».

Эксперты прогнозируют пятикратный рост самогоноварения в ближайшие два года. Поневоле задумаешься, а не продать ли доллары, чтобы вложиться в производство самогонных аппаратов.