Прокуратура проверит кредитную фирму и коллекторов после поджога дома в Ульяновске, сообщил старший помощник областного прокурора Василий Зима. Микрофинансовая организация выдала кредит объемом в 4 тысячи рублей. С процентами долг вырос в 10 раз. В итоге коллектор кинул должнику в окно бутылку с зажигательной смесью. Пострадали заемщик, которому 59 лет, и его двухлетний внук. У малыша серьезные ожоги лица и плеч.

Подозреваемый задержан — это бывший сотрудник органов внутренних дел Дмитрий Ермилов. Семь лет назад он был осужден за злоупотребление полномочиями и кражу. Генпрокуратура сообщила, что глава ведомства Юрий Чайка взял под личный контроль ситуацию, связанную с деятельностью коллекторов в стране. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко настаивает на необходимости полностью приостановить деятельность коллекторских агентств до принятия регламентирующего ее закона.

Сейчас коллекторы регулируют свою деятельность самостоятельно, сообщил Business FM генеральный директор международного коллекторского агентства «EOS Россия» Антон Дмитраков.

Антон Дмитраковгенеральный директор международного коллекторского агентства «EOS Россия»«Мое мнение следующее: есть профессиональные агентства, которые входят в Ассоциацию коллекторских агентств (НАПКА), которая давно уже создана и которая регулирует внутри себя эту деятельность, которая достаточно четко понимает границы и контролирует процесс. И есть большое количество агентств, которые работают не по стандартам, не по нормам, не согласно закону. То есть, если принимать закон, регулирующий коллекторскую деятельность, и четко ограничивать определенные рамки, то это должно помочь тем же банкам, коммунальным компаниям, телеком-компаниям собирать долги и давать возможность им развиваться в правильном русле, чтобы у нас не было таких высоких ставок, которые они закладывают в свои потери по долгам, по кредитам, и давать возможность людям нормально возвращать эти долги. Потому что коллекторские агентства, которые входят в ассоциацию, помогают людям понять, в чем проблематика, дать возможность вернуть этот долг».

Пока нет закона, регулирующего коллекторскую деятельность, заемщики самостоятельно пытаются бороться с наиболее назойливыми из них. На услуги, которые помогают им в этом, давно сложился высокий спрос, говорит исполнительный директор некоммерческого сервиса мобильной безопасности NumBuster Евгений Гнутиков:

Евгений Гнутиковисполнительный директор некоммерческого сервиса мобильной безопасности NumBuster«Исторически сложилось, что у нас основная часть аудитории — это люди, которых донимают коллекторы. NumBuster — это мобильный сервис безопасности, приложение для смартфонов. Это по большому счету определитель номеров. Очевидно, что большая часть незнакомых телефонных номеров, с которых людям дозваниваются, это банки, телефонные мошенники, бандиты, вымогатели и коллекторы. Соответственно, у нас подобралась аудитория социально и финансово активных людей среди пользователей, постоянно донимаемых коллекторами, банками или мошенниками, которые пытаются с них выманить деньги. Люди активно делятся друг с другом информацией о телефонных номерах, с которыми сталкиваются. Люди, преследуемые коллекторами, это почти 70% нашей аудитории. Остальное я бы отнес на сторону именно деятельности телефонных мошенников».

Если работу коллекторских агентств приостановят, законные инструменты давления на заемщиков у банков и микрофинансовых кредитных организаций все-таки останутся, пояснил Business FM руководитель проекта «Россия без долгов» Денис Калугин.

Денис Калугинруководитель проекта «Россия без долгов»«Почему такие высокие процентные ставки? Во-первых, прибыль в них закладывается, во-вторых, закладывается и страховка на случай невозврата кредита. То есть хороший и добросовестный потребитель, заемщик платит за того, кто не возвращает. Такие ситуации встречаются достаточно часто. Рассматриваем ситуацию с тем, что либо внутри структур микрофинансовых существуют свои службы взыскания, как правило, они нештатные, либо микрофинансовая организация продает эти долги. Если коллекторский бизнес, так или иначе, будет запрещен, во что я мало верю, получаются две возможности. Первая возможность — развивать службу взыскания внутри, как бы это накладно не было, это повлияет, скорее всего, на доходность этого бизнеса. Второе и самое важное — это институт судебных приставов. Потому что ни судебные процедуры, ни существование института приставов никто пока не отменял. Да, это вполне профессиональная, причем государственная структура, которая способна эти вопросы решать. Разговаривать с заемщиком, описывать имущество, выставлять его на торги и за счет проданного имущества, к примеру, возмещать потери микрофинансовой организации по тем кредитам, которые не были возвращены».

В Кремле пока не комментируют вопросы, связанные с судьбой коллекторских агентств. Обсуждение идет на площадке Госдумы, заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.