Круглосуточную торговлю спиртным могут запретить. Такова очередная антиалкогольная мера Минпромторга. Предлагается также запретить продавать пиво в ларьках, киосках и на рынках, а также закрепить законодательно право ритейлеров требовать с молодых россиян паспорт при продаже спиртного.
Реакцию участников рынка выяснила журналист Бизнес ФМ Мария Волкова.


Купить пиво на остановке или приобрести вино за полночь - все это скоро может стать нереальным. Минпромоторг выступил с очередными антиалкогольными предложениями - запрет круглосуточной торговли спиртным и любую нестационарную продажу пива.
Вариант, ограничивающий 24 часовые продажи, в первую очередь ударит по продуктовым сетям. Ночью они реализуют 10% от всего оборота спиртного. Алкоголь, вместе с сопутствующими товарами, приносит ритейлерам пятую часть всей выручки.
Что касается запрета на продажу пива в палатках, то это уже проблемы малого бизнеса. На пиво и другие напитки приходится примерно 40% дохода любой мелкорозничной точки. В итоге, по мнению экспертов, мера приведёт к закрытию половины таких мест. И это при том, сектор малого бизнеса в розничной торговле составляет порядка 70%. Крупным ритейлерам принадлежит не больше четверти рынка. Комментарии представителя пивоваренной компании Сан Ин Бев, которая производит в России такие сорта, как Старопрамен, Стэлла Артуа и Сибирская корона - Ирины Архиповой:


"Решение проблемы, которую стремится решить государство - предотвратить продажу пива несовершеннолетним - находится в сфере усиления ответственности для физических и юридических лиц за продажу пива несовершеннолетним, а не ужесточения правил мелкорозничной торговли".


Эксперты уже предрекают рост нелегального рынка алкоголя. Теперь доходы от ночных продаж спиртного пойдут в актив теневой экономики. Говорит руководитель международного исследовательского центра "Пиво и напитки XXI век" Елена Цветкова:


"Все запретное все равно имеет под собой всегда нелегальную составляющую. Все, что недоступно, все, что дефицитно - это значит, стоит в несколько раз дороже или с какими-то нарушениями закона продается. Поэтому и здесь так будет".



Однако о том, что меры Минпромторга приведут к росту нелегальных продаж спиртного, эксперты спорят. Сократятся только продажи. Тот, кто, проходя мимо палатки с пивом и чипсами, молниеносно решался на покупку слабоалкогольный напиток, теперь просто не будет его приобретать. Продажа пива на каждом углу работала похлещи рекламы. Но это вовсе не означает, что теперь потребитель будет искать то же пиво где-то с рук.
Говорит директор центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя
Вадим Дробис:


"Пиво, я не думаю, что уйдёт куда-то в нелегальный сегмент, вряд ли больше его будет, чем сегодня. Да и ночная торговля, ну пусть несколько %. 3-4%, может быть уйдёт в нелегальный сегмент, 5. Это очень не много по сравнению с тем сокращением, которое всё равно произойдёт. Рынок нелегального алкоголя настолько вырос за последнее время, что вот эта мера уже не сыграет существенной роли".




Однако опыт той же Белоруссии, где запрет на продажу пива в ларьках ввели в начале этого года показывает сокращение спроса на 20% . А с учетом того, что 70% пива продаётся именно в киосках потери пивоваренных компаний могут быть существенны.

Добавлю, что правительство Санкт-Петербурга уже подготовило предложение, по которому пиво приравняют к алкогольной продукции и запретят продавать по ночам и в местах массового скопления людей.