Легендарный французский актер Пьер Ришар, прилетевший в Москву в начале февраля с моноспектаклем о собственной жизни «Пьер Ричард III», проехался в столичном метро. Ему так понравилось, что он сравнил нашу подземку с музеем. «И зачем вы покупаете билеты в музеи, когда такая красота перед вами каждый день по пути на работу?» — шутя, поинтересовался актер.

Московский метрополитен действительно один из самых красивых в мире. На самом деле, первые предложения по созданию метро в Москве появились еще в 1875 году. Тогда возникла идея проложить линию от Курского вокзала через Лубянскую и Трубную площади до Марьиной рощи, но до проекта дело так и не дошло.

В 1902 году инженеры Балинский и Кнорре предложили проект, по которому метро должно было соединить Замоскворечье с Тверской заставой подземной линией. Однако городская дума отклонила его. Были в перспективе и другие проекты, но потом война, революция… в общем, поэтому метро в Москве появилось только во времена СССР.

Сегодня подземная и местами наземная система состоит из 12 линий общей протяженностью 331,7 км — это шестой показатель в мире. В московском метро 199 станций. Что касается красоты, то 44 станции признаны объектами культурного наследия. Однако пока наше метро на шестой строчке по протяженности линий. Кто же впереди?

Шанхай

Метрополитен Шанхая очень молодой: скажем, если дата запуска столичной подземки — 15 мая 1935 года, то шанхайскую запустили только в мае 1993-го. Но мы хорошо знаем, как развивается Китай, какими темпами там шло развитие производства, строительство дорог и, разумеется, метрополитена.

Длина линий метрополитена Шанхая — 588 км. Эта сеть, включающая как подземные ветки, так и наземные, состоит из 14 веток и 364 станций. В день Шанхайская подземка перевозит почти 8,5 млн пассажиров.

Carlos Barria/Reuters

Кстати, еще три года назад метрополитен Шанхая уступал по протяженности действующих линий Пекину, но быстро его обогнал. Впрочем, другой китайский мегаполис также является крупнейшим в мире. Об этом на следующей странице.

Пекин

В столице Китайской народной республики метро появилось в 1969 году. В середине 1950-х годов, перед началом строительства, был тщательно изучен опыт московского метростроения, в том числе с участием советских специалистов, приглашенных в Пекин. Это первый метрополитен в Китае и второй на сегодняшний день в мире, если говорить о длине. Собственно активно развиваться подземка Пекина стала в конце прошлого века.

Система включает в себя 18 веток, общей длиной 554 км, включая обе линии. За день метро Пекина перевозит от 6,2 миллиона до 10,2 миллиона пассажиров, в зависимости от сезона и деловой активности.

Jason Lee/Reuters

Кстати, в Пекине, по не официальной информации, также имеется «метро-2» — для экстренной эвакуации чиновников. В Москве, говорят, такая линия также существует. Но переходим к следующему рекордсмену.

Сеул

Первая линия метрополитена Сеула была запущена 15 августа 1974 года. Подземка активно развивалась и на сегодняшний день занимает третье место в мире по протяженности. Кстати, Сеульский метрополитен тесно интегрирован с метрополитеном соседнего города Инчхон.

Всего длина 18 веток метрополитена Сеула составляет 473,3 км. Станций также прилично — 429 штук. В день сеульской подземкой пользуются 7 миллионов пассажиров. Метро продолжает развиваться, хотя и не такими высокими темпами, как, скажем, шанхайское.

Lee Jae-Won/Reuters

Ну что же, пора перейти к Европе и США, где метро появилось не в прошлом, а в позапрошлом веке.

Лондон

Первые предложения по строительству подземной железной дороги появились в Лондоне еще в 30-х годах XIX века. Однако до реального проекта дело дошло только в 50-х годах. Строительство все время откладывалось, в том числе из-за нехватки средств. Позже проект и вовсе был заморожен.

Однако благодаря усилиям солиситора лондонской городской корпорации Чарльзу Пирсону, деньги на проект все-таки были выделены и в 1863 году линия из семи станция вошла в строй.

Лондонская подземка всегда активно развивалась и была одной из крупнейших в мире. Остается такой и сейчас — четвертое место. Длина — 402 км, 11 веток, станций — 270. Дневной пассажиропоток — почти 3,7 миллиона человек.

Luke MacGregor/Reuters

Ну а дальше рекордсмен, практически по всему, который мог бы быть на первом месте, но… есть нюансы.

Нью-Йорк

Вообще Нью-Йоркский метрополитен вполне мог бы занимать первое место по длине линий, но давайте разбираться по порядку. Метро в финансовом центре США появилось в 1868 году, когда в Нью-Йорке была открыта надземная городская железнодорожная линия с канатной тягой. В 1871 ее заменили на паровую, а в 1890 году — на электрическую.

Суммарная длина эксплуатируемых путей составляет 1355 км. Однако используют пути не только для перевозки пассажиров, кроме того, в Нью-Йорке может встречаться по 3-4 линии в одну сторону, на одной ветке. Где-то идут экспрессы, где-то обычные поезда, где-то линии объединяются в одну ветку. Поэтому общая протяженность маршрутов (так более честно) — 375 км.

Seth Wenig/Reuters

Ну и наконец, один кадр, самого или одного из самых крассивых метрополитенов мира — московского. Он, как мы уже рассказывали, на шестом месте общего рейтинга самых длинных метрополитенов нашей планеты.

Lucy Nicholson/Reuters