Пластиковые коньки «Динамо» б/у, но почти как новые. Чтобы купить их, я в свое время набрал не одну ванну майонезных банок, и замочил, чтобы этикетки сошли — так за банки платили больше.

Принимали посуду в сети магазинов «Кристалл» и в приемных пунктах в каждом районе. Система работала, как часы. Опрос Business FM показал, что при желании пункты сбора стеклотары можно найти и сегодня, но народные тропы туда давно заросли.

В конце 1980-х в СССР оборотная тара в общих объемах потребления составляла 85%. О том, сколько собирают и повторно используют сейчас — директор центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз.

Вадим Дробиздиректор центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА)«В год выпивается порядка 10 млрд литров пива. Из них пять млрд литров — в бутылке. Если говорить о водке — два млрд бутылок продается в легальной рознице и примерно два млрд — в нелегальной. Коньяк — 200 млн бутылок. Виски, ром, джин, текила — еще 70 млн. Вино и винодельческая отрасль — по млрд бутылок. Куда и что утилизируется, одному богу известно. Но основная масса в живом виде и где-то вышвыривается на свалки и т.д.».

Особенности рынка на практике изучили сотрудники кофейного кооператива «Черный». Когда они захотели начать разливать холодный кофе в стеклянные бутылки, они поняли, что заказать на заводе можно только очень большую партию. А для нового продукта это риск. Решили попробовать со вторсырьем. Собрали бутылки, отмыли по всем правилам, проверили в лаборатории — пить из бутылок можно. А в процессе выяснили много интересного.

Ближе к концу 90-х в России появилось сразу несколько крупных заводов по производству стекла. При этом старые станции обработки и мойки бутылок износились. В результате пивоваренным компаниям стало дешевле покупать новую тару, чем мыть уже использованную. Маленькие заводы вообще отказываются от стекла, говорит технолог пивного производства из Ростова-на-Дону Виктория Журавлёва.

Виктория Журавлёватехнолог пивного производства из Ростова-на-Дону«Это изготовление площадок, где ее хранить, сбор стеклотары, ее доставка, сортировка, дезинфекция, что очень дорогостояще. После дезинфекции, хранение с последующим сертифицированием на предмет возможного использования. Это вносит большие затраты. Альтернатива идет уже ... и под бутылки».

Есть и еще одна особенность использования вторсырья, с которой столкнулись экспериментаторы из кооператива «Черный». И это бюрократия, говорит сооснователь кооператива Артём Темиров.

Артём Темировсооснователь кооператива«Количество бумажек, которые необходимо сделать, купив новые бутылки на заводе, гораздо меньше, чем количество бумажек, которые необходимо оформить если вы используете вторсырье. Так как большая часть компаний старается минимизировать количество документации и бумажной работы, все идут по пути наименьшего сопротивления».

Еще одним поводом к сворачиванию рынка оборота стеклянных бутылок стало их разнообразие. Одно дело, когда в любой точке союза пиво и лимонад в «чебурашках», а водка делится только на 0,5, 0,75 и «чекушку» — другое, когда у каждого номера пива одного и того же бренда есть свой неповторимый образ. К слову компания «Балтика», как следует из ряда публикаций, еще работает со вторсырьем, но дать оперативный комментарий по этой теме представители «Балтики» не смогли, хоть и обещали.