Поезд на автопилоте начал курсировать в московском метро с пассажирами — пока на Кольцевой линии. В ближайшее время таких поездов в подземке будет уже три. Система не предполагает отсутствия в кабине машиниста, но берет все основные функции по управлению поездом на себя. Автопилот способен остановить поезд с точностью до трех сантиметров, а движение продолжается по команде машиниста. Кроме того, машинист может взять на себя полный контроль.

Игорь Караваеввице-президент фонда «Сколково»«Автопилоты на автомобильном транспорте являются ближайшей перспективой. Что касается железнодорожного транспорта, на мой взгляд, это даже более близко к внедрению и более безопасно, чем то, что в разы активнее обсуждается, это автопилоты на автомобилях. Потому что в железнодорожном транспорте существует рельсовая колея, можно управлять поездом на расстоянии. Например, если даже какие-то проблемы произойдут с машинистом, уже сейчас поезда в метро в течение последних десятилетий частично автопилотируются. То есть их можно дистанционно останавливать. Дальнейшее ее внедрение должно повысить эффективность, но вообще московское метро и так самое эффективное в мире — с точки зрения скорости движения поездов, с точки зрения времени между прохождением каждого поезда через станцию. Я уверен, что там уже в неотдаленной перспективе поезда вообще будут без машинистов. Мне кажется, что недостатков в автопилотировании даже меньше, чем если бы поезд управлялся совершенно без воздействия извне, только машинистом. Тут больше рисков возникает».

Говорит это о том, что профессия машиниста постепенно умирает, много ли профессий останется скоро за бортом?

Алексей Захаровпрезидент рекрутингового портала Superjob.ru«Профессия машиниста не умрет, и долгое время еще будут востребованы обычные машинисты на обычных тепловозах. Но, так или иначе, какие-то маршруты будут замещаться роботами, компьютерами. Многие профессии будут трансформированы в связи с внедрением информационных технологий, а некоторые умрут. В мире через пять лет, а у нас при нормальном развитии ситуации лет через десять, по улицам массово поедут беспилотные автомобили, и безусловным образом будет умирать профессия водителя такси, профессия персонального водителя, и вообще навык вождения автомобиля. Если на сегодняшний день он почти обязателен для многих, то через 10 лет большинство людей просто перестанут понимать — а зачем получать автомобильные права? В этом нет ни малейшего смысла».

Автопилот при большом пассажиропотоке даже опасен, а работа машиниста с ним становится более напряженной, не соглашается член профсоюза работников метрополитена, машинист электропоезда депо «Варшавское» Василий Шеляков.

Василий Шеляковмашинист электропоезда депо «Варшавское»«Народа очень много, и пассажиры временами заходят и выходят, когда двери закрываются. У нас уже случаи в метрополитене были, когда двери зажимали части тела, и при этом проходил контроль дверей, и поезд может самопроизвольно отправиться, компьютер от этого не застрахован. А то, что нагрузка на человека в этой связи ляжет на машиниста, который будет сидеть в кабине, очень велика. Так как он будет следить за посадкой и высадкой через зеркала и по камерам, он может не увидеть сразу же, что прошел контроль дверей, а поезд отправится, но при этом не успеет никаких принять мер. Так что я считаю, это не очень логично и не безопасно. Надо, чтобы, если уж работает машинист, и он за всем следит, и более надежно, чем какие-то компьютеры».

Испытания поезда на автопилоте начались в сентябре прошлого года на Калининской линии метро.