Отставка гендиректора «АвтоВАЗа», возможно, не за горами. Как пишут «Ведомости», сменить Бу Андерссона хочет не только владелец блокирующего пакета завода — госкорпорация «Ростех», но и обладатель контрольного пакета Renault-Nissan. Владельцы недовольны финансовыми результатами предприятия.

Швед Андерссон вывел на российский рынок новые модели, ключевые из них — Lada Vesta и Lada XRay. Доля компании на рынке достигла почти 18% при заданном в показателе в 20%, но финансовый вопрос остался не решенным: убыток по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) у «АвтоВАЗа» за прошлый год был рекордным за последние годы — он вырос почти втрое до 74 млрд рублей. Главными причинами компания называет удорожание комплектующих на фоне девальвации рубля и падение спроса. В прошлом году российские продажи автомобилей Lada упали на треть на фоне общего сокращения рынка на 36%. Возможность отставки Бу Андерссона Business FM прокомментировал гендиректор Vector Market Research Дмитрий Чумаков:

Дмитрий Чумаковгендиректор Vector Market Research«2015 год у концерна был очень тяжелым в финансовом плане. Если говорить об акционерах, очевидно, они вне зависимости от экономической ситуации хотят минимизировать свои убытки и желательно даже максимизировать прибыль от участия в соответствующем бизнесе. Поэтому я вполне допускаю, что если такое решение будет принято, то основным мотивом будут именно финансовые результаты компании. По моему мнению, для того, чтобы руководить таким предприятием, необходимо обладать длительным управленческим опытом в автомобильном бизнесе, иметь достаточно обширные связи в мировом автомобильном рынке для того, чтобы эффективным образом не только управлять предприятием, но и управлять международными отношениями в рамках логистических и прочих цепей, которые необходимы для автогиганта такого уровня. Очевидно, это не будет человек, который не имеет отношения к автомобильной отрасли. Вполне может быть кто-то со стороны акционеров, либо со стороны «Ростеха», либо со стороны альянса Renault-Nissan, либо это могут быть какие-то топ-менеджеры внутри структуры «АвтоВАЗа».

Возможной датой отставки называется май — начало лета. В то же время источники «Интерфакса» сообщают о том, что Андерссон останется на своем посту до завершения действующего контракта в ноябре. Как сообщают «Ведомости», возглавить компанию предлагали гендиректору «КамАЗа» Сергею Когогину, но тот отказался. С кем еще велись или ведутся переговоры, пока неизвестно.

Получит ли Андерссон право на «золотой парашют» в случае отставки, неизвестно. Как правило, размер компенсации при досрочном расторжении контракта составляет от 6 до 12 окладов. Андерссон говорил, что получает 50 тысяч долларов в месяц в рублевом эквиваленте.

Об отставке главы «АвтоВАЗа» и кандидатурах на этот пост рассуждает председатель совета директоров TopContact Артур Шамилов:

Артур Шамиловпредседатель совета директоров TopContact«Если речь будет идти о том, что компания досрочно расторгает договор со своим генеральным директором, то вполне вероятно, что там прописана какая-то фиксированная сумма компенсации. Однако, если досрочного расторжения не будет и он доработает до конца своего контракта, то компенсацию и бонусы за расторжение он может не получить, потому что финансовый результат не очень хороший. Поэтому все зависит от того, будет или не будет досрочно расторгаться с ним контракт. Я считаю, что обязательно должен быть человек из отрасли, потому что рынок очень сложный, очень сложная ситуация, нет времени на разбег и нужно быстро принимать верные решения. Как быстро можно найти — это вопрос творческий, если у акционеров компании нет в голове уже какой-то заранее подготовленной идеи. Как правило, о новой кандидатуре на пост руководителя начинают задумываться за год, за 10 месяцев, за 6 месяцев до завершения контракта, если не планируется продлевать контракт с действующим».

Бу Андерссон приступил к работе на «АвтоВАЗе» в начале 2014 года, с ним подписан трехлетний контракт.