«Встречают по одежке, а провожают по уму». Эта пословица в современном мире теряет свою актуальность, особенно, если речь идет о деловом обществе. Сегодня встречают и по одежке, и по уму, а поэтому то, как вы поведете себя при первой встрече, знакомстве, собеседовании может положительно или отрицательно отразиться на всем общении и на итогах встречи. BFM.ru предлагает познакомиться с несколькими правилами приличия в бизнес-обществе. И начнем мы с представления вас или кого-то вами.

Посчитано, что житель мегаполиса встречает в день такое же количество людей, какое сельский житель за всю свою жизнь. В цифрах представить это сложно. И, разумеется, с некоторой частью людей нам однажды приходится знакомиться или знакомить других. И как театр начинается с вешалки, так и знакомство начинается с представления. Оно имеет свои правила, и самая важная и сложная часть во время знакомства — понять, кого и кому необходимо представить первым, опираясь на ранг и авторитет, возраст. По правилам хорошего тона незнакомые люди должны быть представлены друг другу кем-то третьим. Порядок представления следующий:

мужчину – женщине;

младшего по возрасту или положению — старшему;

нового сотрудника — руководителю;

одного человека — группе;

менее знакомого — более знакомому.

Также стоит помнить, что представляемый никогда не протягивает руку первым, он должен подождать, когда ему подаст руку тот, с кем его знакомят. Хотя вообще протокольное рукопожатие необязательно, а вот смотреть в глаза человеку, с которым вас знакомят — признак хорошего тона.

После знакомства может возникнуть неловкая пауза. А кому, собственно, начать разговор, ведь, в любом случае, необходимо обменяться приветственными словами. В этом случае право первого слова предоставляется старшему по возрасту или положению человека.

Немаловажно знать, что если вы являетесь тем, кто представляет нового сотрудника, просто знакомого, прежде чем оставить их наедине, следует минутку другую подождать. Вы должны удостовериться, что тема для первого разговора найдена. Если же после приветственных слов снова возникает пауза, помогите вспомнить новым знакомым общие интересы, места, мероприятия или возможных общих друзей. После этого можно удалиться.

Что делать если вы повстречали на мероприятии человека, но никак не можете вспомнить его имя. А он-то вас узнал. Об этом на следующей странице.

Вспомнить имя

Как мы уже говорили, современный городской житель встречает массу людей, знакомится, его знакомят, он представляет кого-то, его представляют. Но бывает и такое: приезжаешь на мероприятие, встречу, народу много, глаза разбегаются, а в объятиях уже какой-то человек. Столько радостных эмоций, что в голову приходит лишь один вывод — вы знакомы, и он вас узнал. А вы… Имени нет — ни на языке, ни в долгосрочной памяти.

Что делать? Начинаем активно вспоминать события жизни, встречи, переговоры, вечеринки. А в это время широко улыбаемся и даем возможность человеку сказать все, что он приготовил для нас. Повезет, если незнакомец сам проговорится и упомянет место встречи или общих знакомых.

Если этого не произошло, то искреннее восклицание «Какие люди!» даст еще немного времени на воспоминания. Первое — глаза. Цвет, разрез, лучезарность, наконец. Далее вниз по лицу — особенности носа, горбинка, скулы, губы, подбородок. Вполне возможно, что в памяти появится образ, а с ним и долгожданное имя.

фото: YAY/ТАСС

Не сработало? Следует задать наводящий вопрос, например, ну а «вы/ты все там же?». Это позволит сориентироваться на местности и получить долгожданную ниточку, которая, возможно, приведет к озарению.

Не получилось? Тогда наносим ответное объятие и включаем внутренний алфавит. Он иногда помогает вспомнить первую букву, выстреливает в нужном месте. И если это случилось, идем на второй круг объятий, вспоминая все имена на искомую букву. Важно помнить, это бывает со всеми. Память играет в прятки, погружая нас в разные ситуации. Своего рода тренинг по запоминанию имен.

Чтобы в следующий раз такого не произошло, необходимо усвоить простую технику: при знакомстве отмечаем особенности внешности человека — ямочку, родинку, шрам. Повторяем несколько раз вслух имя нового знакомого и связываем с яркой ассоциацией — профессия, место встречи, музыка, окружение. Все то, что потом легко можно вспомнить. Укладываем все это в директорию долгосрочной памяти и легко достаем при встрече.

Ну а если и это не помогло, то остается честно признаться, что мир так велик и насыщен событиями, вы искренне рады встрече, а вот имя забыли.

О том, как правильно представлять себя, должность, звание, имя и как это делать в различных ситуациях, на следующей странице.

Разрешите представиться…

Современная жизнь делового человека, как правило, состоит из двух половинок — личной и, собственно, деловой. И какую бы должность ни занимал человек, он постоянно сталкивается все с новыми людьми, которых вводит в свой круг общения или обходит стороной.

Первая встреча, знакомство — это и новый образ, а то и целый мир в нашей вселенной. Мы протягиваем руку, улыбаемся, произносим имя. А дальше два сценария — с должностью или без.

Должность — происходит от слова долг. Это про обязательства, служебное положение, позицию, работу, портфель, звание и даже, возможно, титул. Если, конечно, речь не идет о куртуазном титуле члена королевской семьи или высокопоставленного лица. Согласно правилам делового этикета, надо запомнить всего 5 шагов: поздороваться, назвать организацию, имя, фамилию, должность, кратко причину визита и посмотреть в глаза с открытой внутренней улыбкой.

Дальше еще проще. Первыми приветствуют: мужчина — женщину; младший — старшего; проходящий — стоящих; опаздывающий — ожидающих; входящий — тех, кто уже в помещении.

фото: YAY/ТАСС

На вечеринке — на корпоративе, отдыхе с семьей или дне рождения друга — при знакомстве, в принципе, достаточно будет имени, крепкого рукопожатия и искренней улыбки.

Однако помните, что даже знакомство в обстановке праздника, может вылиться в деловое общение, а в перспективе и в совместные проекты. Поэтому визитная карточка с упоминанием должности будет, как минимум, не лишней.