Уже семь российских спортсменов уличены в употреблении запрещенного препарата мельдония, который вошел в соответствующий список с 1 января этого года. Ранее на нем попалась теннисистка Мария Шарапова. Кроме нее положительный тест сдала фигуристка Екатерина Боброва. Уже сегодня стало известно, что еще две представительницы сборной России по шорт-треку находятся под подозрением.

Мельдоний был обнаружен у олимпийского чемпиона по шорт-треку Семена Елистратова, чемпиона мира по конькобежному спорту Павла Кулижникова. В связи с этим Союз конькобежцев России сегодня выступил с официальным заявлением: мельдоний нашим спортсменам подбросили. Союз уже начал опрашивать подозреваемых в употреблении допинга спортсменов на полиграфе. Кроме того, проверку проходят и врачи сборных команд. Business FM обсудила тему с главой Союза конькобежцев России Алексеем Кравцовым.

Алексей Кравцовглава Союза конькобежцев России«Основания предполагать, что спортсменам подбросили запрещенные препараты, можно, исходя из тех подозрительных обстоятельств, при которых эти пробы были выявлены. Дело в том, что Семен Елистратов во время чемпионата Европы дважды сдавал допинг-тест. 23 января он сдавал допинг-тест после победы на двух дистанциях, результат был отрицательный. И в последний день, когда он уже практически обеспечил себе звание абсолютного чемпиона Европы, он показывает положительную допинг-пробу. Препараты, которые напрямую не влияют на спортивный результат, то есть это препарат, прием которого однократно, в принципе, бессмысленен. Его назначают курсом для поддержания сердечной мышцы и так далее. Та же самая ситуация произошла с Павлом Кулижниковым. Предыдущий день: он выигрывает тысячу метров. Допинг-тест отрицательный. На следующий день он бежит дистанцию, все решают, что он выиграет, он сам ожидает, то есть вероятность 100-процентная допинг-контроля, и он тоже принимает препарат, который запрещен и прием которого грозит ему пожизненной дисквалификацией. Эти условия очень подозрительные, поэтому мы предприняли ряд действий. Ну, во-первых, мы наняли юридическую компанию из Великобритании, которая специализируется на различного рода спортивных процедурах. Кроме того, мы проводим тестирование специальное с применением полиграфа спортсменов и также всех, кто мог быть причастен к попаданию этого препарата в организм спортсмена. Мы утверждаем, что спортсмены наши сознательно и по своей воле этот препарат не применяли. Мы будем стараться найти того, кто это сделал. По нашему мнению, это сделал кто-то исключительно с целью дискредитации спортсменов. Они никогда не пьют из открытых бутылок. Они берут только запечатанные напитки, еду. Спортсмен несет, в принципе, ответственность, но если ему умышленно подбросили этот препарат так, что он об этом не знал, например, подсунули бутылку с водой, в которую, допустим, ввели каким-то образом препарат так, что она осталась закрытой… Или дали какую-то еду, подмешали в батончик какой-нибудь или еще во что-то. Я не знаю, как это произошло у нас. Ясно только одно: спортсмены не имели информации о том, что им этот препарат вводили».

Адвокаты считают, что «история с подбросом» имеет судебные перспективы. Формально действия подбросивших допинг можно квалифицировать по статье 184 УК РФ «Оказание противоправного влияния на результаты спортивного соревнования», которая предусматривает максимальное наказание в виде 7 лет лишения свободы. Российский конькобежец Иван Скобрев считает факт «подброса» абсурдным, но других объяснений найти трудно.

Иван Скобревконькобежец«Абсурдная ситуация произошла сейчас в мире коньков, шорт-треке и в фигурном катании. У нас все функционеры, и все эти лаборатории, которые медико-биологические, они — на самом высоком уровне. Все ребята предупреждены, и доктора предупреждены. Я не верю, что доктора сборной могли бы поставить Павлу во второй день соревнований какой-то запрещенный препарат. Как он появился у него? Ну, вот это, наверное, сейчас главный вопрос. Я знаю давно Кулижникова, и я знаком со всей системой, которая сейчас и в коньках, и во всех остальных видах спорта и, в принципе, подбросить, ну, вы поймите, что там получается очень большая концентрация препарата, соответственно, это надо было, если мы говорим про таблетки, да. Надо было какое-то огромное количество таблеток размешать, во фляжке с водой, которую Павел пьет. Обычно за эти фляжки отвечает как спортсмен, так и его тренер или его доктор, который постоянно присматривает. Но бывает, что мы бросаем бутылки на лед, какое-то время они остаются незамеченными, но мне трудно поверить, что кто-то мог взять специально и подбросить, но если это имело место быть, то, собственно, это единственный вариант, как могла к Кулижникову попасть такая концентрация этого препарата».

Бывший глава Российской антидопинговой службы Николай Дурманов заявил, что медицинский препарат мельдоний несправедливо был включен в список запрещенных средств. Тем не менее, вины это не отменяет.

Иван Швецспортивный обозреватель Business FM«Именно отталкиваясь от большого количества якобы пойманных, поднять вопрос о мельдонии (милдронате) и провести все-таки исследования с привлечением врачей из России и Латвии, а он появился в Латвии, в Советском Союзе, чтобы все-таки понять, что это за мельдоний. У нас 75% сборных России по всем видам спорта используют его, но, конечно, вины за то, что с 2016 года не прекратили использовать, никто не снимает, но негативного фона именно эти сообщения не добавят. Более того, не добавят наши обвинения, что они подбросили. Обвинения настолько глупы, что там только посмеются. Понятно, никто не подбрасывал. Это в массовом порядке было обнаружено и в массовом порядке было вывалено, а вот кто-то придерживал информацию, кто-то стоял за этим. И кто-то дал команду, именно сейчас начать информационную атаку на Россию».

В Союзе конькобежцев настаивают на том, что российские спортсмены должны быть оправданы. Уже завтра в Кельне будут вскрыты допинг-пробы «B» Елистратова и Кулижникова.

В этот же день на заседании Совета IAAF в Монте-Карло обсудят другой и главный допинговый скандал в российской легкой атлетике. По итогам станет известно, поедут ли российские легкоатлеты на Олимпиаду в Рио.