Fly Dubai считается одним из самых успешных лоукостеров в мире. Так пишут СМИ. Пассажиры отмечают высокий уровень сервиса, зачастую связывая компанию с другим перевозчиком — Emirates. На деле эта связь не так сильна, однако очень полезна репутации Fly Dubai.

Fly Dubai иногда ошибочно называют «дочкой» одной из крупнейших мировых авиакомпаний с безупречной репутацией — Emirates. На самом же деле, правильно было бы сказать не «дочка», а «сестра»: Fly Dubai и Emirates — это государственные компании Объединенных Арабских Эмиратов. Связь между ними есть, точнее была — лоукостер создавался при поддержке своего большого товарища, но на этом все. Продолжает член Всемирного фонда безопасности полетов Сергей Мельниченко.

Сергей Мельниченкочлен Всемирного фонда безопасности полетов«Финансовых отношений нет, это отдельная авиакомпания. Emirates помогала. Есть разные методы оказания помощи, допустим, они могли давать консультантов своих пилотов для того, чтобы оформить необходимым образом документы на регистрацию авиакомпании, чтобы ввести в строй каких-то пилотов и т.д. То есть это обычная процедура. Авиакомпания еще не потеряла статус безаварийности, ее еще никто не лишил этого статуса. Будет очевидно проведено расследование, будут определены причины авиационного происшествия и будут даны рекомендации, обычно вот такой порядок».

Если посмотреть на статистику инцидентов Fly Dubai, можно отметить, что у компании примерно то же число небольших, можно сказать, бытовых происшествий, что и у любого другого молодого лоукостера. Единственным отличием, которое определенно наталкивает на сравнение с Emirates, было то, что самолеты Fly Dubai никогда не падали. До сегодняшнего дня. Еще надо отметить, что парк лайнеров совсем свежий — рухнувшему «Боингу» было пять лет. Эксплуатировался он достаточно интенсивно: 4-6 рейсов в день. Вел самолет опытный, как говорит исполнительный директор авиакомпании Гейт аль-Гейт, командир. Его налет был под шесть тысяч часов.

СМИ особо подчеркивают, что командир разбившегося «Боинга» Аристос Сократус ранее работал в кипрской бюджетной авиакомпании Helios Airways, которая обанкротилась после крушения «Боинга-737-300» в 2005 году недалеко от Афин. Кстати, роковой полет был последним по его контракту с Fly Dubai — Сократус уходил в крупнейший европейский лоукостер Ryanair.

Пилот получил образование в Авиационной академии Оксфорда и увлекался гонками на мотоциклах. Он недавно женился, его супруга ждет ребенка. Про второго пилота можно сказать, что опыт за штурвалом он имел сравнимый с опытом командира экипажа. Однако опыт пилотов и качество парка не выделяет Fly Dubai из числа других лоукостеров, утверждает PR-директор Aviasales Янис Дзенис.

Янис ДзенисPR-директор Aviasales«Это обычный ближневосточный перевозчик. Никакого интереса Fly Dubai в сравнении, скажем, с EasyJet или Ryanair. Например, из соседнего штата летает Air Arabia — в общем-то, совершенно идентичные компании, перелепишь логотип и не заметишь. Отличия Fly Dubai можно рассматривать только в контексте большого брата — Emirates и их связи друг с другом. То есть, они действительно, отлично друг друга дополняют в том формате, что тот же Fly Dubai может раскатать какой-нибудь рынок для того же самого Emirates за счет того, что чуть-чуть другая бизнес-модель. Мне сложно сказать, что Fly Dubai переняла от Emirates, кроме того, что они пользуются единой аэропортовой инфраструктурой».

Как пишут на форумах, что-то компания все же переняла. Это опрятность и учтивость персонала, новые и хорошо ухоженные самолеты, высокий уровень комфорта в целом. Люди пишут, что, летая Fly Dubai, чувствуешь себя в безопасности. Впрочем, и это может быть работа той же репутации, полученной от Emirates — ведь на тех же форумах компанию тоже называют «дочкой» крупнейшего арабского перевозчика.

Повлияет ли катастрофа на репутацию лоукостера и как, эксперты однозначно сказать не решаются, однако говорят, что в первое время продажи упадут. Но это ненадолго — потребительская память коротка. Специалисты отрасли напоминают о ситуации с Malaysia Airlines, которые потерпели две трагические катастрофы за один 2014 год. Компания после этого боялась, что не вернет себе репутацию и думала провести ребрендинг. Однако прошло уже два года, и к этой мере «Малайзийские авиалинии» все еще не прибегли.