На европейской части России официально наступила весна. Собственно, это значит, что среднесуточные температуры перешли за отметку в ноль градусов. Для автомобилистов это повод задуматься о скорой смене резины. Торопиться не стоит, переходить на летние покрышки можно только, когда средняя температура будет выше 5-7 градусов. Только в этом случае она станет работать как положено и не будет дубеть.

Но многим придется в этом сезоне обновить «обувку» для автомобилей. Так как летние покрышки нам приходится выбирать не так часто, как зимние, ведь с конвейера автомобили сходят именно на такой резине, о нюансах такого типа шин автомобилисты, как правило, знают меньше. Попробуем разобраться.

Хорошо, что при выборе летней резины не встает вопрос с шипами — покупать или без, зато не редко за гранью понимания остается столь важный вопрос, как тип протектора. Ведь именно он отвечает за сцепные свойства автомобиля.

Ненаправленный

Ненаправленный рисунок протектора Фото: компания Toyo Tires

Самый распространенный и самый универсальный рисунок протектора. Такие покрышки на любую ось и сторону автомобиля — разницы не будет. К тому же, так как в большинстве покрышек такого типа специальных технологий не используется, то они получаются и еще достаточно доступными.

При этом не стоит думать, что если вы взяли недорогую резину, то она обязательно хуже. При создании покрышек с ненаправленным рисунком протектора разработчики стараются получить оптимальный баланс качеств для различных условий эксплуатации. Какими-то особыми свойствами такая резина обладать не будет, поэтому и называется универсальной.

Покрышка для SUV

Летняя резина для кроссоверов, по рисунку протектора, скорее всего, не будет отличаться от ненаправленной. Но вот стоить будет дороже, и дело не только в размерности. Как правило, протектор покрышки для SUV развит чуть сильнее, чем на резине для обычных моделей. Сами колеса имеют усиленный каркас и производятся из особого состава резиновой смеси.

Ведь для подобных машин важна способность уверенно преодолевать грунтовки и легкое бездорожье, а следовательно надежность, прочность и износостойкость при уровне комфорта как у легковых автомобилей. Но также не стоит рассчитывать, что покрышки для кроссоверов спасут вас на любом off-road. Такого не будет, да и сами машины на это не рассчитаны.

О предназначении резины с асимметричным рисунком протектора и направленным на следующей странице.

Асимметричный и направленный

Надо понимать, что какая бы хорошая резина с ненаправленным, универсальным рисунком протектора ни была, ждать от нее идеального поведения на всех типах покрытий не приходится. Оптимально, да, но не идеально. Это касается, например, аквапланированиия или стойкости к боковым перегрузкам. Для этого существуют специальные покрышки.

Например, с асимметричным рисунком протектора. На боковинах таких шин обязательно делают пометки вроде Out, Outside, In, Inside. Так обозначаются внутренняя и внешняя стороны покрышки. При сборке колеса жизненно необходимо это учитывать, иначе шина просто не сможет выполнять возложенные на нее функции, будет стираться, а машина станет неуклюжей и даже опасной в экстренных ситуациях.

Ассиметричный рисунок протектора Фото: компания Toyo Tires

Суть такой резины в том, что ее протектор как бы разделен на две части. Как правило, внешняя имеет минимальное количество канавок и ламелей, она более жесткая и плоская. Эта часть должна воспринимать нагрузки в поворотах и обеспечивать повышенный уровень сцепления при движении на виражах.

Внутренняя часть асимметричной шины обычно состоит как раз из глубоких каналов, призванных эффективно отводить воду из пятна контакта.

Вроде бы идеальный вариант, и дорогу отлично держит, и на мокром покрытии не спасует. На самом деле у такой резины также существуют особенности. Ведь, по сути, при асимметричном рисунке протектора каждая из частей работает как бы вполовину своих возможностей, в строго определенных условиях. Поэтому, опережая шину с ненаправленным протектором по ряду показателей, асимметричные модели вполне могут уступить бюджетным вариантам в некоторых дисциплинах. Например, при преодолении легкого бездорожья, или мокрой грунтовки. Впрочем, на дорогих моделях с асимметричным рисунком протектора, как правило, широких, для спортивных или премиальных автомобилей, практически все характеристики возведены на высший уровень. Именно за счет ширины, что дает разработчикам больше возможностей.

Направленный

Такой рисунок проектора, который еще называют «елочка», имеет расходящиеся назад и в

Направленный рисунок протектора Фото: компания Toyo Tires

стороны от центрального ребра водоотводящие канавки в виде буквы V. Такие покрышки обеспечивают максимальное сцепление в пятне контакта в сложных погодных условиях.

На боковинах подобных покрышек шин обязательно присутствует символическая стрелка, которая указывает направление вращения колеса. Что опять же важно при смене резины с зимы на лето: если мастер перепутает и при сборке установит покрышку задом наперед, то она вместо того, чтобы отводить воду и грязь в стороны, будет нагребать их под себя. И машина очень быстро потеряет устойчивость.

Зато при грамотной сборке такой резине на мокром асфальте, в сильный дождь равных не найдется.

Что означает маркировка шин, на следующей странице.

Маркировка шин

Маркировка на автомобильной покрышке содержит в себе всю самую важную информацию, которую необходимо знать при выборе летней, да и не только, резины. Но разобраться в обозначениях не так-то просто. К тому же в зависимости от марки и модели они могут отличаться, хотя и несущественно. Мы предлагаем познакомиться с базовыми обозначениями, которые могут встретиться на боковине колеса. Зная их, можно подобрать, например, подходящий именно к вашему стилю вождения вариант.

Изображение: Алексей Колесников/BFM

1. Собственно, это главный параметр — размер шины. Первая цифра в индексе (например, 195) обозначает ширину покрышки в миллиметрах, вторая (65) — высоту профиля в процентах от ширины, в данном случае 65% от ширины, или 126,7 миллиметра. Буква R, вопреки расхожему мнению, говорит не о радиусе резины, а о конструкции шины — радиальная. Последняя цифра — посадочный диаметр в дюймах.

2. Здесь можно узнать о коэффициенте нагрузки шины. Обозначается цифрами, чаще всего от 71 до 110, причем каждому сочетанию соответствует своя допустимая нагрузка на шину в килограммах. Для примера, индекс 90 соответствует нагрузке в 600 килограммов. Также можно встретить на боковине надпись Max Load и значение нагрузки в килограммах и английских фунтах.

3. Еще один важный параметр — индекс скорости. Он обозначается латинскими буквами и говорит, на движение с какой максимальной скоростью рассчитана покрышка. Например, N — 140 километров в час, P — 150, Q — 160, R — 170, S — 180, T — 190, H — 210, V — 240 километров в час.

4. Страна-производитель шины. Например, made in Germany — сделано в Германии.

5. Данная надпись говорит об усиленном каркасе шины, но это в основном касается покрышек коммерческой техники. Кстати, иногда, вместо слова Reinforced, на боковине производитель добавляет букву С (commercial) в индексе размерности, например, 195/65 R15 C.

6. Данная надпись касается шин с асимметричным рисунком протектора. У таких покрышек на боковину наносится обозначение внешней относительно кузова стороны: Outwards, Out, Side facing outwards и так далее.

7. Указание на приспособленность шины к различным условиям эксплуатации. Как вариант, M+S — грязь плюс снег (Mud + Snow), пиктограмма в виде снежинки указывает на покрышки для суровых зимних условий.

8. Тип шины — камерная или бескамерная. Обозначается Tube Type (ТТ) или Tubeless (ТL) соответственно.

9. Знак сертификации. За Россией в списке закреплен номер 22. Далее следует длинный набор цифр — номер сертификата соответствия стандартам.

10. Здесь все просто — название или логотип компании-производителя шины.

11. Модель шины.

Кроме того, на многих шинах можно встретить дополнительные, не менее важные обозначения, например, дата выпуска. Это четырехзначная цифра вроде 1109 — 11-я неделя производства 2009 года. Стоит помнить, что гарантированный срок годности (хранения в определенных условиях) — 5 лет.

Также на покрышке может быть «нарисована» стрелка, иногда с надписью Rotation. Она показывает требуемое направление вращения шины с направленным рисунком протектора. Кроме того, шина может иметь обозначения особых свойств, например, покрышки RunFlat (RSC — RunFlat System Component), которые позволяют некоторое время передвигаться на проколотом колесе.

О том, где выгоднее купить покрышки, и как хранить зимнюю резину — на следующей странице.

Где купить, и как хранить

Покупая летнюю резину, как, собственно, и зимнюю, можно сэкономить, выбрав место покупки. Приятнее всего приобретать колеса в профильном магазине, под крышей, можно проконсультироваться с продавцом, потрогать резину. К тому же комплектов в магазинах, как правило, много, так что есть из чего выбрать. Но стоит понимать, что и цены тут самые высокие.

На 10-15% дешевле обойдется резина, если вы закажете ее в интернет-магазине. Опасаться тут, в принципе, нечего. Ее берут с тех же складов, с тех же заводов, что и официальные магазины. Однако придется платить за доставку или же отправляться на периферию для самовывоза. Второе — предпочтительнее: если вам доставили покрышки, но они вам не понравились (поврежденные, «кривые» из-за неправильного хранения), вы сможете их обменять, но на это уйдет время. А так опять же есть возможность выбрать комплект.

Самый экономичный вариант — обратиться в клубные интернет-магазины. Как правило, автомобильные клубы — или по маркам, или по моделям, не принципиально — имеют договоренности с продавцами шин об оптовых покупках и соответствующих скидках. В данном случае скидка может достигать до 30% от стоимости покрышки в профильном магазине.

Артем Геодакян/ТАСС

Как хранить

Если вы уже меняете летние покрышки, то наверняка знакомы с тем, как правильно хранить зимнюю резину. Но напомнить все равно стоит.

Важно понимать, что просто покидать покрышки «стопочкой» на пол в гараже и тем более на балконе — не вариант. Шины могут деформироваться, приобрести овальную форму, могут плохо встать на диск и балансироваться. Резину желательно повесить на что-то, чтобы не искажалась форма. Если такой возможности нет, то покрышки можно хранить в стоячем положении, но, правда, чтобы опять же избежать деформации, их необходимо раз в три недели переворачивать.

Если же резина на дисках, то ее можно хранить и «стопкой» в гараже. Однако предварительно необходимо снизить давление, чтобы нагрузка была не на резине, а на дисках.

Ну а если места для хранения нет, то лучше обратиться в специализированные центры. Как правило, они существуют при шиномонтажах. Главное — проверить таких деятелей на честность. Сдать резину, а через недельку подъехать и попросить показать, как она хранится. Всякое бывает.