Оптовые цены на бензин в первом квартале выросли почти на четверть. Это почти в пять раз больше, чем в тот же период прошлого года — тогда рост составил всего 5-6%, сообщают «Ведомости» со ссылкой на данные агентства «Аналитики товарных рынков».

В первом квартале 2014-го рост оказался на уровне 12%. Существенное повышение биржевых цен в текущем году нехарактерно для начала года, говорит президент Российского топливного союза, президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша. Он рассказал Business FM, в чем причина.

Евгений Аркушапрезидент Московской топливной ассоциации«Известно, что всегда осенью-зимой цены снижаются оптовые — из-за снижения потребления, из-за окончания всех ремонтных работ, повышения производства и так далее. Поэтому в конце года и начале следующего года цены минимальные. Если от минимальных цен отсчитывать — ну да, цены выросли, но на самом деле они достигли уровня, которому сегодня соответствуют розничные цены, то есть достигнуты как бы минимальные возможные доходности, при которых АЗС еще работают без убытка. Да, любое следующее повышение оптовых цен будет влиять на розничные цены и толкать их вверх. Но весь негатив в том заключается, что обычный резкий рост оптовых цен наблюдается в более поздний период, как правило, весной и летом, когда начинаются ремонтные работы на заводах, когда повышается спрос. В этом году данный период сместился, сместился на начало года нетрадиционно. И, конечно, этому есть причины. В первую очередь — это рост акцизов, который был запланирован с 1 января, который, к сожалению, с 1 апреля еще раз вводится в действие, второе повышение. Ну и, в общем-то, снижение производства, которое мы наблюдали в начале этого года, и повышение уровня экспорта привело к тому, что так называемый профицит, который всегда мы наблюдали зимой, не совсем явно проявился. ФАС сейчас занимается этим вопросом — было ли это случайно или спланировано нефтяными компаниями. С моей точки зрения, не совсем случайность, потому что нефтяным компаниям работать на чрезвычайно низких ценах при росте акциза тоже не совсем возможно, все-таки это бизнес».

Как отразится оптовый рост стоимости бензина на рознице в АЗС?
Об этом Business FM спросила директора по развитию бизнеса компании «Аналитика товарных рынков» Михаила Турукалова.

Михаил Турукаловдиректор по развитию бизнеса компании «Аналитика товарных рынков»«Уже были заявления регуляторов о том, что они будут фактически сдерживать потребительские цены на бензины. Соответственно, поскольку включается административный фактор, тут прогнозировать какие-то конкретные проценты, на мой взгляд, просто бесполезно, потому что сложиться все может совершенно иначе. Что же касается ситуации на оптовом рынке, она у нас сейчас следующая: компании накопили достаточно большие запасы бензина к весенним ремонтам, сейчас запасов около 2 млн тонн. Соответственно, если заводы пройдут период весенних ремонтов в рамках плана и не будет никаких внештатных ситуаций, то в принципе этого объема товара хватит, чтобы без проблем пройти период ремонтов и нормально войти в период летнего высокого спроса на бензины».

Исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко в интервью «Известиям» не исключил ситуацию, когда после повышения акцизов бензин будет расти примерно на 10–15 копеек в неделю. При таком прогнозе стоимость топлива к концу года может подорожать более чем на 5 рублей.