Поезда имеют очевидные преимущества перед самолетами: нет необходимости приезжать на вокзал за два часа, чтобы зарегистрироваться, пройти тотальную проверку и сдать багаж. Поезда не летают, а значит, нет проблем и с легкими перегрузками и перепадами давления. В конце концов, современные электропоезда почти не уступают самолетам по скорости, во всяком случае средней. Мы решили рассказать о самых быстрых поездах в мире и сравнить их с российским опытом.

Передовик в производстве скоростных поездок — Япония. Первый скоростной поезд был пущен в эксплуатацию еще в 1964 году. Сегодня Страна восходящего солнца обладает и самым быстрым в мире поездом — Shinkansen, в переводе с японского — «новая магистраль».

Максимальная скорость на обычных железных дорогах — 443 километра в час, а на магнитном подвесе поезд разогнался до 581 километра в час, что является абсолютным мировым рекордом.

Фото: Zuma/ТАСС

За своеобразную форму — продолговатый нос — поезд получил прозвище «утконос». Помимо самых быстрых поездов, японский Shinkansen имеет и звание одного из самых безопасных: за 40 лет эксплуатации не было ни одной крупной аварии.

Французские рекорды

Второе место по рекордам скорости — у французского TGV POS. Кто ездил на этих поездах, удивятся, ведь ничем особенным поезд, вроде бы, и не выделяется. Рабочая скорость 320 километров в час — этим сегодня мало кого удивишь. Однако именно TGV POS поставил рекорд скорости на обычных железных дорогах: в 2007 году этот поезд смог разогнаться до 574,8 километра в час.

Фото: Zuma/ТАСС

Китайские суперпоезда — на следующей странице.

Китайцы догоняют

Китайцы пока в роли догоняющих, но это временное явление — уже сейчас в Поднебесной существуют суперскоростные поезда. Так, третье место в рейтинге самых быстрых составов в мире занимает китайский Shanghai Maglev Train.

Это поезд на магнитном подвесе. Его обычная, крейсерская скорость — 431 километр в час, а максимально состав разгонялся до 501 километра в час. Поезд курсирует от аэропорта Шанхая до центра города. Расстояние в 30 километров он преодолевает за 7 с небольшим минут, причем движется поезд совсем не по прямой: особенно страшно становится, когда состав идет на максимальной скорости по дуге над автомобильной магистралью. Кажется, что ты летишь, только очень низко.

Справедливости ради необходимо отметить, что Shanghai Maglev Train разработан не китайцами, а немецкими специалистами.

Фото: Aly Song/Reuters

Еще один рекордсмен из Китая — CRH380A. Выпускает поезд китайская компания CSR Qingdao Sifang Locomotive and Rolling Stock Company. Впервые состав вышел в рейс в 2010 году на маршрут «Шанхай — Нанкин». Позже он начал совершать ежедневные рейсы на линиях «Ухань — Гуанчжоу» и «Шанхай — Ханчжоу».

Максимальная скорость — 486,1 километра в час, крейсерская — 380.

Фото: Reuters

О том, чем может похвастаться Россия, на следующей странице.

Россия — в хвосте состава

В России до сих пор существует классификация поездов, где скоростными называют составы, способные двигаться со скоростью более 140 километров в час, а высокоскоростными — более 200 километров в час. Однако таких поездов в нашей стране единицы, и проблема заключается, скорее, в качестве путей.

Например, самый скоростной на сегодняшний день поезд в России — «Сапсан» от компании Siemens. Его максимальная скорость — 300 километров в час, однако по нашим путям «Сапсан» может двигаться не быстрее 250 километров в час. Более того, развить такую скорость он может на ограниченном участке маршрута «Москва — Санкт-Петербург». Большую часть дороги «Сапсан» не разгоняется быстрее 220 километров в час.

Фото: Сергей Узаков/ТАСС

Жителям Северной столицы хорошо знаком поезд «Аллегро». Этот состав курсирует между Санкт-Петербургом и столицей Финляндии Хельсинки, его совместно эксплуатируют РЖД и финская компания Suomen Valtion Rautatiet.

При этом по территории Финляндии поезд едет со скоростью 220 километров в час, а в России — максимум 200.

Фото: Юрий Белинский/ТАСС

Поезд, который пусть и условно, но можно считать российской разработкой, — «Невский экспресс» с локомотивом ЭП20. Электровоз был спроектирован «Трансмашхолдингом» с использованием ряда технических решений французской компании Alstom в рамках совместного предприятия «Технологии рельсового транспорта».

Скорость движения поезда — до 200 километров в час, конструкционная — 220.