Закон об «иностранных агентах» завтра в первом чтении рассмотрит Дума. Благотворительные фонды возмущены и просят уточнить формулировки — большинство может оказаться среди этих самых агентов. Например, фонд «Подари жизнь» Чулпан Хаматовой вполне соответствует заявленным критериям. Как это произошло?

С чего все началось: правозащитники жаловались, что клеймо «иностранного агента» получают организации, которые политическую деятельность вообще не ведут. Президент поручил доработать закон в Минюсте и кремлевской администрации. На выходе в Думу внесли такие поправки: «политической» считать деятельность, цель которой является влияние на госполитику, например, участие в публичных мероприятиях и формировании общественно-политических взглядов. При желании под это подпадает что угодно, говорит президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская.

Елена Альшанскаяпрезидент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам»«Любой фонд, не важно, чем он занимается, помогает он зверушкам, или лечит больных детей, но если он каким-то образом участвует в любых публичных мероприятиях. Ну вот, например, мы были в совете по правам человека на вот этом публичном обсуждении законопроекта. Это уже и есть, по новому законопроекту, наше участие в политической деятельности. Любое высказывание, даже в Интернет по поводу любых решений государственных органов. Т.е., если я в своем Facebook напишу, что меня не устраивает новый закон об образовании, или, наоборот, что мне он очень нравится (потому что там не написано, что должны быть негативные оценки), соответственно говоря, я уже иностранный агент».

А теперь представим, что на счет фонда перечислил деньги условный человек из Белоруссии — уже зарубежное финансирование. И заявление о включении в реестр иноагентов придется писать, например, фонду «Подари жизнь» Чулпан Хаматовой. А иначе, возможно, придется платить штрафы в десятки тысяч рублей.

Анастасия Залогинапрезидент фонда «Обнаженные сердца» Натальи Водяновой«Я не думаю, что для кого-то будет возможным свою деятельность, таким образом, поменять, чтобы не попасть под категорию иностранного агента. Мы все разводим руками и не очень понимаем, откуда такое рвение, такой не очень аккуратный документ принять как можно скорее».

Глава комитета Госдумы по делам общественных объединений Ярослав Нилов в разговоре с Business FM подчеркнул, что он автором не является, и что документ еще будет меняться.

Ярослав Ниловдепутат«В первом чтении будет голосоваться только концепция законопроекта. Надо прислушаться к той обеспокоенности, которую выражают различные благотворительные организации, я очень надеюсь, что во втором чтении мы найдем приемлемые формулировки, чтобы эту обеспокоенность развеять».

Вряд ли целью документа был удар по благотворительным фондам. С другой стороны, Интернет уже обошло высказывание члена Общественной палаты Вероники Крашенинниковой, которая призвала фонд «Подари жизнь» и других благотворителей «не прикрываться детьми». В целом закон как был размытым, так и остается, говорит глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов.

Михаил Федотовглава президентского Совета по правам человека«Если ставить перед собой цель ухудшить положение некоммерческих организаций, то эта цель не достигается этим законопроектом. Если стоит цель улучшить их положение, то эта цель тоже не достигается этим законопроектом. На самом деле, это просто абсолютно холостой выстрел. Ни Богу свечка, ни черту кочерга».

Напоследок — пример: иностранным агентом на днях была признана саратовская организация «Социум», которая занимается борьбой с ВИЧ. Прокуратура указала, что НКО получила полтора миллиона рублей из зарубежных фондов для проведения соцопросов среди ВИЧ-инфицированных. А привлеченный прокуратурой эксперт из Саратовской юридической академии посчитал раздачу шприцев и презервативов не просто политической деятельностью, а «участием в гибридной войне Запада против России».