Момент истины в деле ЮКОСа. Окружной Гаагский суд сегодня огласит решение по жалобе России. Напомним, в 2014-м Москву обязали выплатить экс-акционерам ЮКОСа 50 млрд долларов. Как развивались события после исторического решения Третейского суда? И каковы шансы у сторон сегодня?

Целый год после решения Третейского суда в Гааге в России о нем почти не вспоминали. Пока в 2015-м не грянули сообщения об арестах имущества Российской Федерации в Бельгии и Франции. Заблокировали собственность с дипломатическим иммунитетом, активы некоторых компаний с госучастием, бельгийское имущество РПЦ. Позже аресты сняли. Накануне Дня космонавтики стало известно, что заморожены средства ФГУП «Космическая связь» и Роскосмоса. По одним данным на 700 млн долларов, по другим — на миллиард. Несколько дней спустя в космическом агентстве заявили, что суд встал на российскую сторону. Еще раньше Москва выиграла апелляцию в Стокгольме по другому делу ЮКОСа. 20 апреля вряд ли будет поставлена точка, но веха важнейшая.

Дмитрий Гололобовглава юридической компании «Гололобов энд партнерс», бывший главный юрист ЮКОСа«В случае если он оставит решение в силе, возможность какой-то универсальной отмены у России очень резко уменьшится. Она пойдет путем компании NOGA. То есть это будет очень долгий процесс в разных юрисдикциях на протяжении очень многих лет. Если же признают, что решение не соответствует определенным процедурным нормам, то, наверное, это будет большой удар для всей системы инвестиционного арбитража. Столько лет рассматривали, и это будет какой-то очень большой юридический пердимонокль. Акционеры ЮКОСа, конечно, потеряют возможность с России что-то взыскивать».

Об эпопее швейцарской компании NOGA в связи с делом ЮКОСа вспоминают чаще всего. Это многолетние суды, аресты иностранных авуаров, самолетов, картин. Для России в итоге все закончилось благополучно. Но, возможно, процедуру придется пройти еще раз. Только с поправкой на сумму ущерба, так как NOGA боролась всего за 70 млн долларов. Гаагский суд сейчас вряд ли будет что-то решать по поводу суммы, говорят опрошенные юристы. Этот вопрос обсудят стороны, если, вдруг, пойдут на мировую. Более вероятен другой сценарий, говорит старший научный сотрудник ИМЭМО РАН и член общественной экспертизы СПЧ по второму делу ЮКОСа Михаил Субботин.

Михаил Субботинстарший научный сотрудник ИМЭМО РАН, член общественной экспертизы СПЧ по второму делу ЮКОСа«У России есть много разных способов, чтобы затянуть эти выплаты, чтобы затруднить их. С другой стороны, для России это чревато дополнительными затратами, потому что та собственность, которая будет арестовываться, она будет продаваться на торгах непонятно по каким ценам. Может быть очень дешево. Будут срываться какие-то сделки, которые будут стоить намного дороже. Тут издержки могут составить не 50 млрд, а намного больше. Как война на истощение. Пиррова победа. Обе стороны тут могут оказаться проигравшими».

Кстати, стороны уже знают, какое решение принял суд. Им его сообщают заранее. Очень категоричен в недавнем интервью «Московскому Комсомольцу» был Виктор Геращенко. Экс-глава Центробанка и экс-председатель совета директоров ЮКОСа заявил: «Наши власти не просчитали последствий. Считаю, надо платить». «Мне жалко налогоплательщиков, если Россия проиграет», — анонимно сказал Business FM один из бывших топ-менеджеров ЮКОСа. 50 млрд долларов по нынешнему курсу — 3 трлн 300 млрд рублей, пятая часть годового бюджета. 50 млрд долларов Россия потратила на Олимпиаду в Сочи, кардинально изменив этот город. Наконец, около 50 млрд долларов на бирже стоит «Роснефть». Та самая, что 12 лет назад купила структуру, навеки вписавшую свое имя в историю российского бизнеса — Байкалфинансгруп.