Полис страхования автогражданской ответственности в новом цвете, розовом, представит на утверждение Российский союз автостраховщиков (РСА). Сейчас бланки зеленого цвета. Но ОСАГО сменит не только цвет. В полисе будут новые водяные знаки, появится QR-код, позволяющий получить информацию о сроке действия договора страхования. Кроме того в полис запишут данные по коэффициенту «бонус-малус» автовладельца и саму формулу расчета стоимости ОСАГО.

Введение нового полиса должно защитить от подделок, говорят в РСА. С такой же точкой зрения согласен и заместитель руководителя Всероссийской оперативной службы экстренной помощи при ДТП Глеб Виленский:

Глеб Виленскийзаместитель руководителя Всероссийской оперативной службы экстренной помощи при ДТП«Изготовить бланк полиса в типографии довольно легко, и появился массовый спрос на поддельные полисы, потому что страховка стала стоить дорого и много людей, особенно не в Москве, готовы купить за 1-2 тысячи рублей поддельный полис, а не платить 5-7 тысяч за настоящий. Соответственно, в связи с этим страховщики стали искать разные способы защиты. Понятно, что первый и самый простой способ — это поменять бланки и сделает их подделку более сложной. Я не думаю, что это даст большой эффект, потому что основная проблема в том, что сейчас полисы практически не проверяют инспектора ГАИ. Мы же вообще стали редко встречаться с проверками на дороге, и инспекторы зачастую даже не спрашивают страховку, потому что штраф за отсутствие полиса сейчас всего 500 рублей, это для них не очень интересно, скажем так. Поэтому какой там бланк, настоящий или поддельный лежит в бардачке, зачастую за год никто и не узнает, поэтому изменение бланка, конечно, затруднит работу по созданию фальшивок, но не сведет на нет эту деятельность. Теперь что касается QR-кода. Значит, идея заключается в том, чтобы человек мог, просканировав QR-код, перейти границу сайта РСА, и там увидеть подтверждение того, что полис настоящий. Мне кажется, что это не тот способ, которым надо решать проблему. На самом деле, единственное подтверждение действительности полиса — это запись на сайте РСА, но дело в том, что на фальшивом бланке можно проставить QR-код, ведущий на фальшивый сайт РСА и пользователь никогда не определит, что это фальшивый сайт».

Президент Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников, в свою очередь, считает, что борьбой с подделками РСА пытается отвлечь внимание от более важной проблемы — высокой стоимости ОСАГО.

Николай Тюрниковпрезидент Ассоциации защиты страхователей«Проблема поддельных полисов сейчас серьезно преувеличивается страховыми компаниями, потому что сами они говорят о том, что в ходу сейчас около миллиона поддельных полисов ОСАГО, однако в реальности мы видим, что за последние полтора-два года из официальной системы ОСАГО ушло 7 млн автовладельцев. Все-таки на фоне 7 млн один миллион поддельных полисов — это, на самом деле, небольшая доля проблемы. Тем не менее, ее, конечно, стоит решать, однако нужно сконцентрироваться на другом, почему 7 млн автовладельцев покинули официальную систему ОСАГО и просто перестали покупать полисы. Не покупать подделки, а просто ездить в принципе без полиса. Подавляющее большинство автовладельцев сейчас вообще не покупают подделок. И в принципе, смысл покупки подделки, действительно кажется довольно туманным. То есть либо автовладелец законопослушный покупает полноценный полис ОСАГО, официальный, и тогда он в случае попадания в ДТП, в котором будет виноват, не будет компенсировать ущерб потерпевшему в этом ДТП, либо он вообще не покупает полис. Потому что все мы понимаем, что вероятность остановки и проверки полиса очень незначительна, а штраф административный предусмотрен — 800 рублей. Поэтому для автовладельца покупка бумажки поддельного полиса экономически абсолютно нецелесообразна. То есть он все равно платит деньги за то, почему потом страховая компания не будет нести ответственности».

Эксперты также считают, что борьбой с подделками полисов ОСАГО можно было бы заняться намного раньше, так как проблема фальшивок существует уже несколько лет. По их мнению, смена цвета и дизайна могла бы улучшить ситуацию, если бы проводилась ежегодно.