Лефортовский суд Москвы во вторник вечером санкционировал арест троих высокопоставленных сотрудников Следственного комитета России. Заместитель начальника ГСУ Следственного комитета России по Москве генерал-майор юстиции Денис Никандров, а также руководитель управления собственной безопасности СКР Михаил Максименко и его заместитель Александр Ламонов оказались в СИЗО по подозрению в получении 1 млн долларов от представителей криминального сообщества.

Избрание меры пресечения всем троим фигурантам прошло в закрытом режиме. Такое решение суд принял для обеспечения безопасности участников процесса.

Первым на рассмотрение ходатайства Главного следственного управления ФСБ РФ в начале шестого вечера в суд привезли полковника юстиции Александра Ламонова. Он, как и другие фигуранты, находился в статусе подозреваемого по делу о получении взятки в особо крупном размере (ч.6 ст. 290 УК РФ), которое возбудило ФСБ РФ.

«Каждый год его награждали, а тут оказывается, что он такой плохой!»

Невысокого роста мужчина прятал лицо под платком цвета хаки, надвинув поглубже кепку. Поддержать его приехала жена, плакавшая на плече у дочери. Журналисты чуть было не попали в зал — судья Петр Ступин просто забыл позвать прессу. Когда же про журналистов вспомнили и пригласили в зал, адвокат подозреваемого Алексей Носков попросил закрыть процесс. Свое ходатайство он объяснил необходимостью обеспечить безопасность участников процесса. «Открытое заседание вызовет существенное затруднение в обеспечение безопасности моего подзащитного, его близких родственников и свидетелей со стороны защиты», — заявил юрист. Его поддержали следователь и прокурор в чине генерала юстиции. Прессу попросили удалиться, а спустя полчаса судья озвучил лишь резолютивную часть решения. Он постановил заключить подозреваемого под стражу до 15 сентября, на 1 месяц и 27 суток.

Адвокаты подозреваемого рассказали, что просили отложить заседание на 72 часа. Они хотели собрать медицинские документы, подтверждающие наличие у задержанного язвы желудка. «Но так как все было предрешено, суд нас не услышал», — сказала Business FM второй адвокат задержанного Ольга Лукманова. По ее словам, защита предлагала поместить полковника Ламонова под домашний арест в его служебной квартире, которую ему предоставил СК «за то, что он хорошо выполнял свои должностные обязанности». «Каждый год его награждали, а тут оказывается, что он такой плохой!», — возмутилась юрист. Адвокаты заявили, что Александр Ламонов категорически отрицает причастность к получению взятки.

«Выдуманный» $1 млн

Избрание меры пресечения руководителю управления собственной безопасности СКР Михаилу Максименко прошло по аналогичному сценарию. С тем отличием, что ходатайство с просьбой закрыть процесс заявил следователь. Оно было единодушно поддержано адвокатами и судьей Еленой Галихановой. Своего лица главный «безопасник» СК от прессы не прятал. Через час полковник юстиции также был заключен под стражу. Его адвокаты Сергей и Александр Анюшины оказались скупы на комментарии, ссылаясь на подписку о неразглашении тайны следствия. Они сообщили, что их клиент также отвергает все подозрения в свой адрес, о чем и заявил сегодня на допросе в качестве подозреваемого. При этом защитники опровергли прошедшую в СМИ информацию, что сотрудникам СК вменяют получение взятки в размере 1 млн долларов. «Данной суммы нет в материалах дела. Мы не знаем, откуда журналисты взяли эту сумму, наверное выдумали. Ни о каких миллионах в деле речь не идет», — заверил Сергей Анюшин.

Заместителя главного следователя Москвы арестовали вместе со всеми

Слушание по вопросу ареста замруководителя столичного главка СКР Дениса Никандрова завершилось после десяти часов вечера. Хорошо известный по участию в целом ряде резонансных дел, следователь с интересом взирал на журналистов с другой, непривычной для него стороны клетки. Прежде чем по просьбе защиты закрыли процесс, он успел сообщить, что находится в стадии развода с супругой, но до конца еще не успел его оформить. Среди сочувствующих задержанному были замечены несколько его коллег, например, следователь центрального аппарата СК по особо важным делам Сергей Новиков, участвовавший в расследовании многих громких дел (в частности, в отношении бывшего руководителя антикоррупционного подразделения МВД генерала Дениса Сугробова). «Ходатайство следователя удовлетворить, избрать Никандрову меру пресечения в виде заключения под стражу», — сказала судья. Она проинформировала участников процесса, что они вправе обжаловать принятое решение в Мосгорсуде в течение трех дней. Адвокаты заявили, что непременно воспользуются этой возможностью, так как их подзащитный ни в чем не виновен.

37-летний Денис Никандров известен по участию в расследовании таких громких дел как дело бывшего руководителя ГСУ СКР РФ Дмитрия Довгия и второе дела ЮКОСа. Еще одно дело, которое он вел, — о крышевании казино подмосковными прокурорами, так и не дошло до суда.

Ожидается, что в ближайшее время фигурантам предъявят официальное обвинение в получении взятки в особо крупном размере (ч.6 ст. 290 УК РФ). По этой статье им грозит о 8 до 15 лет заключения.

Деньги от «авторитетов»

По данным СМИ, 1 млн долларов был лишь первой частью крупной суммы, которую представители криминального мира передали для руководства СК в начале июня. Они заплатили за переквалификацию действий «правой руки» вора в законе Захария Калашова Андрея Кочуйкова. Последний был арестован в декабре 2015 года и провел в СИЗО полгода в рамках дела о вымогательстве 8 млн рублей у совладелицы кафе Element Жанны Ким. Разборки между ворами в законе и вызванными на помощь юристами предпринимательницы закончились перестрелкой рядом с ее заведением на Рочдельской улице. В ходе нее 14 декабря 2015 года два человека погибли и трое были ранены. В рамках дела, которое возбудило ГСУ СК РФ по Москве, Андрею Кочуйкову по прозвищу Итальянец было предъявлено обвинение в хулиганстве (ст. 213 УК РФ). Однако весной потерпевшая обратилась в следственные органы с заявлением о вымогательстве у нее денег (ст. 163 УК РФ). По указанию руководства ГСУ столичного Следственного комитета обращение Жанны Ким было направлено для проверки в Следственный отдел СК по ЦАО столицы. Но там не нашли в действиях Кочуйкова преступления, предусмотренного этой статьей, и переквалифицировали его действия на менее тяжкую статью — самоуправство (ст. 330 УК РФ). Поскольку предельный срок содержания под стражей по ней составляет не более полугода, Итальянец 14 июня покинул стены «Матросской тишины». Однако на выходе его задержали сотрудники ФСБ. Кочуйкову предъявили обвинение в вымогательстве (ст. 163 УК РФ) и вновь поместили в СИЗО. Стоит отметить, что адвокат арестованного 13 июля Захария Калашова (следствие считает, что воры приехали на разборки по его указанию) Александр Гофштейн узнал о задержании руководителей СК из СМИ и заявил Business FM, что не в курсе выдвинутых против них обвинений.