На сегодняшний день использование трансжиров запрещено или в значительной степени ограничено во всех европейских странах. Там, где это сделали раньше других, произошло резкое уменьшение количества сердечно-сосудистых заболеваний. Например, в Дании, принявшей соответствующий закон еще в 2003 году. В США — стране, подарившей миру маргарин, продержались дольше всех. Лишь в 2014 году организация Food and Drug Administration признала трансжиры нездоровым компонентом питания и предоставила три года всей промышленности США на то, чтобы были разработаны технологии, их исключающие.

По словам профессора Олега Медведева, главы Национального центра «Здоровое питание», промышленности пришлось с этим смириться, потому что грамотные потребители просто меньше стали покупать продукты, если там были трансжиры. То есть они получили давление со стороны рынка, со стороны потребителей. И это послужило очень сильным стимулом, чтобы американская промышленность перешла к продуктам с низким содержанием трансжиров.

Россия не спешит последовать примеру высокоразвитых соседей. Продукты, включающие трансжиры, составляют у нас львиную долю рынка. Кто и почему тормозит этот процесс в нашей стране?

Олег Медведев глава Национального центра «Здоровое питание», профессор Я присутствовал на заседании масложирового союза, и целый ряд представителей нашей пищевой индустрии поднимали вопрос, чтобы перенести это ужесточение норм на 23 год с тем, что они не успевают, у них нет денег на переоборудование производства и так далее. Это будет борьба, я надеюсь, что все же здравый смысл должен победить, хотя достаточно сложная экономическая ситуация у нас может повлиять на то, что будет какое-то послабление, и опять могут отдалить этот срок перевода на общемировые нормы уровня трансжиров.

Сахар

Ученые США разрешили потребителям есть больше жирной пищи. Во всех смертных грехах теперь обвиняют сахара. Якобы в рекордном росте показателей по ожирению и заболеваниям сердца виноваты отнюдь не жиры, как считалось раньше, а сладкие напитки, йогурты и соусы, в которых содержится несколько дневных норм по сахару. Оппоненты возражают: хрен редьки не слаще, жир сахара не полезней.

Со страниц авторитетных научных изданий не сходят сенсационные разоблачения сговора ученых и производителей сахарной промышленности США. Якобы более полувека назад представители пищепрома подкупили ученых и финансировали научные исследования о вреде жиров. Таким образом, долго удавалось отводить внимание общественности от сахара как продукта, не менее вредного для здоровья.

Олег Медведев глава Национального центра «Здоровое питание», профессор Научные исследования, которые были проведены почти 50 лет тому назад в США, показали, что и высокое потребление сахаров, и потребление жиров могут приводить к ожирению и к развитию сердечно-сосудистых заболеваний. Но тогда производители сахарной продукции решили подкупить некоторых ученых с тем, чтобы в своих заключениях сделали выводы, что это в основном зависит от жиров. Это показывает, что в ряде случаев промышленность может искажать научные факты, привлекать внимание только к одной стороне обнаруженных фактов, оставляя в тени другую.

Правильность диетических рекомендаций, дававшихся в течение полувека, сегодня ставится под сомнение. На волне сахарного скандала некоторые ученые пытаются оправдать жиры и предлагают отказаться от обезжиренных продуктов, что еще больше путает потребителя и снижает доверие к научным данным.

Отношение к жирам стало более мягкое. В последних американских рекомендациях 2015 года говорится о том, что жиры могут составлять не только 30% по калорийности, но и 35, а скандинавы говорят — даже до 40.

Соль

Навещая подругу, живущую в Калифорнии, везу в подарок селедку и банку с солеными помидорами. Российских граждан, где бы они ни жили, традиционно тянет на солененькое. К рекоменациям ВОЗ, в которых предлагается строго ограничивать потребление этого вредного для здоровья продукта, наши соотечественники не прислушиваются, ссылаясь на особенности национального питания.

Высокое потребление соли связывают с повышенным риском сердечно-сосудистых заболеваний. Шанс умереть от одного из четырех неинфекционных заболеваний в нашей стране составляет 30% у трудоспособного населения, в то время как в Западной Европе — только 10%. Несмотря на грустную статистику, Министерство здравоохранения выпустило новые рекомендации по потреблению соли, разрешив россиянам есть в два раза больше этого продукта по сравнению с нормами ВОЗ.

Зинаида Медведева исполнительный директор национального центра «Здоровое питание» Новые нормы по потреблению в России, которые были опубликованы в августе этого года, действительно удивили специалистов. Мало того что они повысились по сравнению с предыдущими нормами. Если раньше там была вилка, и она указывала максимум 3,5 кг в год на человека, то в этом году эта норма достигла 4 кг! Если вы пересчитаете на потребление в сутки, у вас получится 11 грамм соли в сутки. Это значительно выше, чем рекомендует ВОЗ, которая сейчас говорит о 5 граммах в день.

Столь очевидное несоответствие рекомендаций Минздрава международным нормативам вызвало недоумение у представителей медицинского сообщества. Остается только гадать, чем руководствовался Минздрав, составляя такие рекомендации?

Зинаида Медведева исполнительный директор национального центра «Здоровое питание» В официальном заявлении Минздрава было отмечено, что это не только для составления индивидуальных диет, но также для планирования выработки продуктов питания министерством сельского хозяйства и другими ведомствами. Нет ни одной научной работы, которая говорила бы о том, что 11 грамм соли в день способствуют улучшению вашего самочувствия. А как раз наоборот. Повышенное потребление соли связывают с серьезными заболеваниями. Поэтому здесь можно говорить о каком-то лоббировании со стороны производителей для того, чтобы повышать объемы производства.

Бенефициары подобного «нововедения» легко угадываются. После включения соли в список товаров санкционного списка в России осталось всего два 2 крупнейших производителя этого продукта.

Пальмовое масло

40 лет назад предприниматель из Омахи Филипп Соколов после перенесенного им сердечного приступа начал беспрецедентную кампанию, получившую в дальнейшем название «Борьба жиров». Для начала он вложил миллион долларов в основание Национальной ассоциации защитников сердца. Затем в газетах появились публикации под кричащими заголовками «Отравление Америки!» с обращением к производителям убрать из своей продукции твердые растительные масла, к которым относятся кокосовое и пальмовое. По заверениям авторов, они содержали высокий уровень опасных для сосудов насыщенных жиров. Кампанию Соколова активно поддержали производители жидких растительных масел. В результате на замену твердым тропическим маслам пришли отвержденные жидкие растительные масла — в быту известные как «маргарины». Как выяснилось позже, гораздо более опасные для здоровья.

Эта история повторяется сейчас и в других странах, с разницей в 40 лет. Производители жидких растительных масел не хотят потерять рынок сбыта своих отвержденных или гидрогенизированных масел, содержащих вредные трансжиры, и всячески борются с приходом дешевого и при этом более полезного пальмового масла. По мнению исполнительного директора национального центра «Здоровое питание» Зинаиды Медведевой, пальмовое масло — самый недопонятый продукт современности.

Зинаида Медведева исполнительный директор национального центра «Здоровое питание» В Америке основное растительное масло — это соевое. И у них была такая же проблема, но на тот момент не был известен вред трансжиров. Поэтому там боролись чисто производители, было проведено несколько достаточно грязных PR-кампаний. С обвинениями, с публикациями в центральных газетах. Все это было, но надо учитывать, что это проходило несколько десятилетий назад. Жалко, что мы не используем опыт других стран и проходим все то же самое, но несколько десятилетий позже. В прошлом году этот вопрос дошел до Владимира Путина, когда он лично отвечал о целесообразности использования пальмового масла в питании россиян. Но мы видим, что уже в новую сессию Госдумы внесены повторные законопроекты о запрете пальмового масла либо обложения его акцизами. То есть мы видим, что это последовательная и планомерная работа.

А пока на российском рынке разворачивается аналог заокеанской борьбы жиров, Минсельхоз ищет альтернативу пальмовому маслу. Один из вариантов — полезное для сосудов высокоолеиновое подсолнечное масло, которое успешно используют в Аргентине. Проблема лишь в том, что на выращивание достаточных для производства объемов специального сорта подсолнечника России потребуется ни много ни мало 10 лет!

Маркировка

Театр начинается с вешалки, продукты — с маркировки. В российских супермаркетах вполне можно проводить квесты на сообразительность. Чтобы отыскать на упаковке тщательно замаскированную информацию о продукте, нужно обладать хорошим зрением, высоким IQ и канцелярской дотошностью. С виду привлекательные упаковки с отвлекающими бдительность надписями типа «Не содержит ГМО», ничего не сообщают о действительно вредных компонентах, входящих в состав продуктов.

Унифицированной маркировки в мире не существует, но есть несколько стандартов, которых придерживаются в развитых странах. В США, например, действует система GDA, в Британии, помимо обычных обозначений, введены графические. Российский производитель в маркировке предпочитает минимализм. Сообщая о количестве жиров, белков и углеводов, он ограничивается лишь общей информацией о питательной ценности продукта.

Зинаида Медведева исполнительный директор национального центра «Здоровое питание» За рубежом расширенная маркировка и всевозможные указания на то, что вы ничего не скрываете и предоставляете всю возможную информацию потребителю, является конкурентным преимуществом. Люди больше доверяют таким маркам, они выстраивают на этом силу своего бренда. В России, к сожалению, такой прямой связи еще нет. Все ориентируются на обязательные нормы, которые очень скудны. По составу есть очень много методов, как можно обойти указание того или иного ингредиента, можно найти слова-заменители, как-то завуалировать. В общем, масса методов используется, не говоря уже о мелком шрифте, используют не контрастный фон.

Однако времена меняются. В борьбе за покупателя обязательная маркировка на упаковке превращается в элемент успешного маркетинга. Не дожидаясь принятия соответствующего закона, уже сегодня некоторые российские производители перешли на международные стандарты маркировки.

Есть производители, которые пытаются как-то самостоятельно бороться с этой практикой. Например, объединение кондитеров решило, что они будут расширять маркировку своей продукции, они будут ее делать на контрастном фоне. Они самостоятельно предпринимают шаги для улучшения информации для своих покупателей. Здесь мы можем говорить о каком-то положительном сговоре производителей. В этом участвуют как российские, так и транснациональные компании. Они переносят международные практики маркировки и на российский рынок, говорит Зинаида Медведева.