Возвращение россиян на огороды как свидетельство глубокого кризиса
«Это не должно никого радовать. Одно дело — хобби, а другое — вынужденная мера, чтобы прокормить свою семью. Никто не обещает роста реальных доходов населения»
Читать на полной версииДоля граждан страны, выращивающих будущую еду на своих участках, за два года увеличилась до 46%. В 2014 году таких было 39%. Одновременно снизились продажи продуктов питания в магазинах. Таковы результаты исследования, проведенного компанией GFK Rus. При этом для 15% активных огородников собственные овощи и фрукты — основной источник питания.
Продажи плодовых саженцев тоже резко пошли вверх, и это свидетельство глубокого кризиса, считает гендиректор подмосковного Совхоза имени Ленина Павел Грудинин.
В основном, тенденция к развитию огородничества характерна для регионов, отмечают авторы исследования. Что касается крупных городов, то тут ведение натурального хозяйства стало, скорее, популярным хобби, говорит фермер из Коломны, владелец агротуристического хозяйства «ЭкоДеревушка» Сергей Балаев.
Сергей Балаев фермер из Коломны, владелец агротуристического хозяйства «ЭкоДеревушка» «Действительно так, может быть, даже и больше. Причем, чем более обеспеченные люди, тем более они переходят на натуральное хозяйство. Это говорит о том, что вопрос не в сложности экономической ситуации, а в том, что продают наши супермаркеты. А они продают все пластилиновое и химическое. Ну, конечно есть и «экономики». Но в основном люди не пытаются себя обеспечить едой. Пытаются психологическую разгрузку получить от города и работы в офисах. Второе — получить на затраченный труд готовый продукт, и, естественно, сажают они там морковку или петрушку не для того, чтобы себя прокормить, а чтобы нормальный продукт получить».
По данным компании GFK, подавляющее большинство респондентов — 75% — заявили о готовности полностью отказаться от покупок товаров. Согласно исследованию, больше всего россияне сейчас экономят на салонах красоты — это подтвердили 17% опрошенных, а также на приобретении бытовой техники и косметики.