Московский окружной военный суд 21 декабря заслушал последнее слово бывшей студентки МГУ Варвары Карауловой, обвиняемой в попытке присоединиться к террористической организации «Исламское государство». Она старалась убедить тройку судей в том, что не собиралась воевать на стороне боевиков, а отправилась в Сирию за любимым.

Выступление подсудимой получилось сумбурным, но очень эмоциональным. Если сначала девушка старалась сохранять спокойствие, то к концу свой речи уже не могла сдержать слез.

Обращаясь к тройке судей, которую возглавлял Александр Абабков, она заявила, что не собиралась воевать в Сирии и не готовилась стать террористкой. При этом Караулова призналась: она не понимала, чем для нее может закончиться поездка в эту страну. «Единственный, кто бы пострадал, была бы только я сама», — сказала девушка, добавив, что теперь «осознала свои ошибки». Как утверждала фигурантка, она поняла это не сразу, а только в миграционном центре в Батмане, расположенном на границе Турции и Сирии, куда за ней приехал ее отец. Теперь она рада, что обстоятельства сложились именно так. За это «надо благодарить родителей, Бога, спецслужбы и судьбу», сказала девушка.

По словам Карауловой, она отправилась в Сирию из-за юношеской депрессии. Она призналась, что случившееся было «необдуманным поступком», напоминающим побег из дома, который обычно совершают подростки в возрасте 13-14 лет. «А у меня в 19 лет случился. Меня прорвало на подростковый бунт», — виновато произнесла фигурантка.

Как рассказала Караулова, тогда, в мае 2015 года, ее проблемы казались «тупиковыми, а жизнь — пустой». Однако вместо того, чтобы искать утешения у родных, она обратилась за ним к виртуальному возлюбленному Айрату Саматову, с которым встретилась в Интернете и который познакомил ее с исламом. Теперь Караулова понимает, что это был для нее «чужой человек», который на протяжении трех лет врал и унижал ее. «Общение с ним было не как с участником организации, — слово «ИГИЛ» Караулова произносить не стала, — а как с человеком, которого я любила». Подсудимая назвала свою любовь «больной и неадекватной».

Девушка убеждала, что ислам, который она приняла, это религия, не проповедующая ни насилие, ни жестокость. Однако из-за того, что террористы прикрываются им, во всем мире «создаются предрассудки, что все мусульмане — террористы». «Это абсолютная неправда!» — воскликнула девушка.

Караулова пыталась убедить судей в том, что не разделяет взгляды радикальных исламистов. Так, она вспомнила взорванный террористами в октябре прошлого года самолет с россиянами, которые возвращались в Санкт-Петербург из Египта. Это случилось, когда ее уже поместили в «Лефортово». В те дни, по словам девушки, ее мать и сестра как раз должны были лететь в Египет. «Как я могу одобрять подобные вещи?» — задала риторический вопрос фигурантка.

«Я хочу оставить эту историю в прошлом, чтобы меня за глаза не называли террористкой, — сказала Караулова в завершение. — Это неправда, но каждого не переубедишь». Она поблагодарила суд за «внимательное отношение» и призналась, что хотела бы просто «жить, учиться, работать, помогать своей семье, а в идеале — своей стране, России», возможно, даже найти способ работать «на благо мира».

Приговор судьи озвучат в 14:00 в четверг, 22 декабря. 8 декабря в ходе прений сторон прокурор Михаил Резниченко запросил для подсудимой пятилетний срок. Он считает доказанной ее вину в попытке участия в деятельности террористической организации (ч. 1 ст. 30, ч. 2 ст. 205.5 УК РФ). В свою очередь, защитники подсудимой Сергей Бадамшин и Гаджи Алиев просили Караулову оправдать.

Судебное разбирательство по делу теперь уже бывшей студентки второго курса философского факультета МГУ Варвары Карауловой (сменила имя на Александру Иванову) длилось с 5 октября. Согласно фабуле обвинения, девушка, владевшая иностранными языками и «навыками боевых искусств», 27 мая 2016 года ушла из дома и улетела в Турцию. Там она собиралась пересечь границу с Сирией и вступить в подразделение ИГИЛ БАДР, участники которого совершают теракты на территории Сирии, а также стран Евросоюза «путем самоподрыва». Отец девушки разыскал дочь. В начале июня Караулову задержали вместе с другими россиянами и вернули на родину.