Ильдар Дадин приехал на Алтай. Осужденного активиста доставили в новую колонию.

На протяжении последнего месяца СМИ и жена Дадина писали, что он якобы пропал во время этапирования из карельской колонии. Директор Института прав человека Валентин Гефтер считает, что ничего экстраординарного в этой истории нет: ежемесячно в России тысячи заключенных перемещаются по этапу, и условия, как правило, у всех одинаковые. Поэтому, скорее всего, можно говорить о неправильной работе всей системы исправления наказаний.

Валентин Гефтер директор Института прав человека «Это типичный, к сожалению, случай: и с переводом далеко, и с отсутствием сообщений о том, куда он пропал, грубо говоря. На месяц-два иногда даже бывает. Что касается его отправления из Карелии в такую далекую «командировку», не только правозащитники, но и закон настаивает, чтобы это было, как и полагается, в ближайшее возможное место отбывания наказания — к дому, к родственникам, к тому месту, где человек был осужден. К сожалению, в законе есть, как всегда, оговорка — «за исключением отдельных случаев», поэтому ей и пользуются тогда, когда хотят человека заслать подальше по объективным или субъективным причинам. Думаю, что здесь они субъективные, поскольку близко такой человек не нужен, а может быть, это было сделано даже и для того, чтобы его несколько наказать за активность. Вся эта процедура очень не прозрачна, поэтому мы переходим к третьему моменту — когда и как должно сообщаться о переводе человека из одного места отбывания наказания в другое. Если частично хотя бы о переводе из СИЗО после вступления приговора в законную силу сообщается по закону родственникам и адвокату осужденного, то, когда уже идет перевод в процессе отбывания наказания из одной зоны в другую, закон об этом умалчивает. Поправка соответствующая была внесена тремя сенаторами год или два назад, но, к сожалению, она была по моим сведениям в декабре просто уже отклонена или, по крайней мере, положена в долгий ящик».

Многие юристы и правозащитники уже не первый год говорят о необходимости коренной реформы пенитенциарной системы, которая в последний раз проводилась в 1953 году. После этого в ней были лишь косметические изменения. В частности, эксперты Общероссийского гражданского форума предлагают распустить Федеральную службу исполнения наказаний (ФСИН) и вместо нее создать своего рода «тюремную госкорпорацию», работающую на совершенно других принципах.