Конституционный суд России 19 января разрешил не исполнять решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), который обязал выплатить бывшим акционерам нефтяной компании ЮКОС 1,866 млрд евро в качестве компенсации за нарушение права на защиту собственности.

При этом высшая судебная инстанция страны указала, что Россия может по доброй воле произвести определенные выплаты бывшим акционерам ЮКОСа. Речь идет о тех, кто пострадал от неправомерных действий менеджмента. Сделано это может быть за счет вновь выявляемого имущества компании.

Конституционный суд согласился с доводами Министерства юстиции РФ. По мнению его представителей, решение ЕСПЧ противоречит конституции, а именно двум ранее вынесенным постановлениям КС.

Для того чтобы озвучить постановление, председателю КС Валерию Зорькину потребовалось чуть больше часа. В решении суда компания ЮКОС была названа «злостным неплательщиком налогов». По мнению КС, ее деятельность имела «праворазрушающий эффект». «Компания использовала изощренные схемы ухода от налогов и после ликвидации оставила за собой непогашенную задолженность в размере 227 млрд рублей», — отметил суд.

КС указал, что наличие в деятельности ЮКОСа масштабных схем уклонения от уплаты налогов не отрицал и сам Европейский суд. «В этом контексте выплата акционерам компании беспрецедентной суммы из бюджетной системы, которая не получала от нее огромные налоговые платежи, необходимые для выполнения публичных обязательств перед гражданами России, противоречит конституционным принципам равенства и справедливости», — пришла к выводу высшая судебная инстанция страны.

Суд указал, что уклонение нефтяной компании ЮКОС от уплаты налогов «в таком беспрецедентном масштабе» непосредственно угрожало принципам правового демократического социального государства и «обязывало власти действовать в исполнительном производстве как можно более эффективно, с тем чтобы противодействие недобросовестных налогоплательщиков могло быть преодолено». Именно этим, сообщил КС, и объясняется взыскание исполнительского сбора в размере 500 млн евро — 7% от общей суммы налоговых претензий. Это, как указал суд, «допустимый максимум», его «верхняя граница».

В решении КС говорится, что государство вправе отказаться от исполнения решения ЕСПЧ, «если конкретные положения конвенции в результате толкования Европейским судом вступают в противоречие с положениями Конституции РФ, предусматривающими защиту прав, прежде всего относящихся к правам и свободам гражданина и основам конституционного строя». «Суд признает невозможным исполнение в соответствии с Конституцией РФ постановления ЕСПЧ по делу «ОАО «Нефтяная компания «ЮКОС» против России», — констатировал Валерий Зорькин.

Выплаты по доброй воле

По мнению главы КС России, ЕСПЧ должен находить разумный баланс. «Его решения должны соответствовать букве и духу Европейского суда, но не входить в противоречие с основами конституционного строя», — сказал он.

В завершение председатель КС сообщил, что РФ вправе по доброй воле произвести определенные выплаты бывшим акционерам ЮКОСа. Речь идет о тех, кто пострадал от неправомерных действий менеджмента. Сделать это можно за счет имущества ликвидированной компании, которое смогут обнаружить, например деньги, спрятанные на счетах за границей.

По словам Валерия Зорькина, инициировать выплаты может правительство России, но только после расчета с кредиторами и перераспределения вновь найденного имущества ликвидированного юрлица. «Однако это не должно затрагивать доходы и расходы российского бюджета и имущество России», — пояснил он.

Данное решение окончательное, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. После окончания слушания Валерий Зорькин признался, что принятое решение — первое в истории КС, когда тот полностью не согласился с решением ЕСПЧ. «Так что сегодня в каком-то смысле двойное крещение», — заметил Зорькин, неожиданно вспомнив о православном празднике. Он также добавил, что из 16 судей КС двое высказали особое мнение в деле ЮКОСа. С ним можно будет ознакомиться в течение двух недель.

Налоговые претензии к ЮКОСу

31 июля 2014 года Европейский суд по правам человека признал нарушенными права акционеров компании и постановил выплатить им из казны РФ почти 1,8 млрд евро в качестве компенсации и 300 млн евро судебных издержек. ЕСПЧ констатировал, что было нарушено право на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство.

Суд пришел к выводу о том, что налоговики в 2004 году незаконно предъявили иски о взыскании с нефтяной компании штрафов за 2000 год и двойных штрафов за 2001 год, упустив трехлетний срок давности привлечения плательщика к ответственности. Сумма же наложенного на ЮКОС исполнительского сбора в размере 7% от штрафных санкций (она составила 500 млн евро) являлась чрезмерной.

В 2004-2005 годах Арбитражный суд Москвы взыскал с ЮКОСа в общей сложности более 300 млрд рублей налоговых недоимок. Компания не смогла рассчитаться, была обанкрочена, а ее активы перешли под контроль государственной «Роснефти».

На Минюст была возложена обязанность по исполнению постановления ЕСПЧ. Однако министерство осенью 2016 года обратилось в КС, указав, что исполнить решение международной инстанции невозможно по ряду причин, например, потому что оно противоречит двум постановлениям КС. Так, в июле 2015 года Конституционный суд России признал законной статью 113 Налогового кодекса, которая позволила привлечь ЮКОС к ответственности. Она гласит: хотя срок давности привлечения к ответственности за уклонение от уплаты налогов составляет три года, его течение приостанавливается, если лицо, привлекаемое к ответственности за правонарушение, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки и это стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет. В другом решении КС, вынесенном в 2011 году, признавался правомерным закон об исполнительном производстве.

Также в Минюсте сочли, что компенсацию обязали выплатить лицам, которые в споре не участвовали. Дело в том, что акционеры ЮКОСа не были ответчиками в российских судах на процессах по взысканию налоговых недоимок и не обжаловали принятые решения в ЕСПЧ.

15 декабря 2016 года КС рассмотрел запрос Минюста и удалился в совещательную комнату. Тогда представители президента, правительства, верхней и нижней палаты парламента, а также Генпрокуратура поддержали запрос министерства. На заседании уполномоченный представитель правительства РФ в Конституционном суде Михаил Барщевский вспомнил концовку старого еврейского анекдота. «Никому и ничего», — заявил он. Юрист указал: если исполнить решение Европейского суда, это будет означать, что он вправе толковать российскую конституцию.

Представитель Генпрокуратуры Татьяна Васильева отметила, что размер выплаченной экс-акционерам ЮКОСа компенсации превышает суммы, присужденные когда-либо. Против удовлетворения запроса Минюста выступили лишь члены Совета по правам человека.

100 млн евро Михаила Ходорковского

По словам экспертов, неисполнение решения Европейского суда по правам человека не будет иметь для России никаких правовых последствий. По словам руководителя движения «За права человека» Льва Пономарева, вердикт КС вовсе не означает, что Россия не будет исполнять решения Европейского суда.

«Большинство решений ЕСПЧ, например, касающихся нарушений прав человека в Чечне, все же исполняются, и наша страна регулярно выплачивает людям компенсации», — отметил он. По мнению правозащитника, решения Конституционного суда о неисполнении постановлений международной инстанции будут касаться лишь отдельных, главным образом политически мотивированных дел.

Адвокат адвокатского бюро города Москвы «Соколов, Трусов и партнеры» Галина Иванова назвала решение КС «вполне логичным и ожидаемым». Она напомнила, что в апреле 2016 года КС РФ впервые в истории своего существования воспользовался правом отказать в исполнении решения ЕСПЧ по делу «Анчугов и Гладков против России», в котором заявители, осужденные на 15 лет лишения свободы, требовали предоставить избирательные права заключенным, для чего пришлось бы внести изменения в Конституцию России. Тогда КС счел, что решение ЕСПЧ может быть исполнено лишь частично.

«Конституционный суд указал, что суверенитет Российской Федерации и действие принятой Конституции имеют большее юридическое значение, чем решения ЕСПЧ, и что при ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод (и признании юрисдикции ЕСПЧ) Россия не давала согласия на изменение своей Конституции в угоду решениям Страсбургского суда», — указала юрист.

Она отметила, что компания ЮКОС в течение многих лет злостно уклонялась от выплаты колоссальных сумм налогов, а недавно стало известно, что окружной суд Дублина разморозил 100 млн евро на счете бывшего владельца ЮКОСа Михаила Ходорковского в ирландском банке. «При всем этом, по мнению ЕСПЧ, Россия все же обязана выплатить компенсации ущерба ее бывшим акционерам, хотя абсолютно очевидно, что за всеми «схемами» любого юридического лица всегда стоят физические лица — выгодоприобретатели: акционеры, руководители, аффилированные лица», — возмутилась адвокат.

Иванова полагает, что в решении, которое 19 января принял Конституционный суд, содержится весьма изящный намек, адресованный лично господину Ходорковскому и его окружению. «Ему дают понять, что для него еще ничего не закончено и найденные на зарубежных счетах суммы могут ему и не достаться», — сказала юрист.

Управляющий партнер адвокатского бюро «Коблев и партнеры» Руслан Коблев не видит решение ЕСПЧ как что-то из ряда вон выходящее, а, наоборот, считает его «в порядке вещей». «Есть страны, например, Великобритания, которые исполняют решения ЕСПЧ с некоторыми оговорками. У них в законе даже отдельно прописано, что, если решение суда противоречит внутреннему законодательству Великобритании, то она вправе воздержаться от его исполнения», — отметил эксперт. Он уверен: государство должно защищать собственные интересы, и решение ЕСПЧ может не исполняться или исполняться с некоторыми оговорками, если противоречит интересам России.

В Кремле заявили, что дело ЮКОСа — это чисто судебный вопрос. Однако пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков добавил, что Россия продолжит отстаивать свои интересы. «Это вопрос судебный, поэтому мы не хотели бы его никак комментировать. Разумеется, РФ продолжит в юридическом плане отстаивать свои интересы. ЕСПЧ установил, что действия России не были политически мотивированы и что владельцы компании уклонялись от уплаты налогов. Вот это является сейчас тем, что можно констатировать. В дальнейшем продолжится юридическая защита наших интересов», — отметил Песков.