Бриллианты, рубины, сапфиры, рубеллиты, танзаниты — ювелирные изделия с драгоценными и полудрагоценными камнями стоимостью в десятки и даже сотни миллионов рублей. Украшения, продававшиеся в «закрытом» люксовом бутике в центре столицы 1 марта демонстрировали журналистам таможенники. Они поставили точку в деле об афере с предметами роскоши на 9 млрд рублей, которое расследовали больше двух лет. Впрочем, история еще не закончена: контрабандисты стали фигурантами не только административных, но и уголовных дел.

Бутик для «своих»

Ювелирные изделия, достойные звезд Голливуда, одежда и дамские сумочки из кожи животных исчезающих видов были найдены сотрудниками таможни в декабре 2014 года в бутике, расположенном на Дорогомиловской улице в районе Кутузовского проспекта. Помещение с серьезной охраной, оборудованное системами видеонаблюдения, занимало ООО «Грейс». Подпольный магазин для богатых не имел вывески и принимал клиентов по рекомендациям.

«Покупателями бутика были люди, входившие в списки Forbes, представители шоу-бизнеса. Там имелся отдельный шоурум, в котором демонстрировали товары. Также был каталог, в котором можно было заказать товары», — рассказал начальник оперативно-розыскного отдела Центральной акцизной таможни Максим Поддубный. Правда, конкретных имен не прозвучало.

По словам Поддубного, когда сотрудники таможни нагрянули в бутик, кому-то из находившихся там продавцов-консультантов стало плохо — пришлось вызывать «скорую». К счастью, обошлось без трагических последствий.

О том, как таможенники вышли на след контрабандистов, офицер умолчал. «Ход расследования дел относится к сведениям, составляющим гостайну», — объясняет он. Однако известно, что бизнес просуществовал почти десять лет, а у таможенников ушло довольно много времени на разработку объекта. В итоге крупнейшая за 25 лет работы таможни партия дорогостоящих товаров была изъята.

По словам Поддубного, стоимость ввозимых вещей занижалась порой до 40 раз, а ведь именно от нее зависит размер таможенных платежей, которые поступают в казну. Часто за брендовые вещи выдавались подделки. «Например, женские сумки из кожи аллигатора, стоимость которых доходила до 735 тысяч рублей, ввозились как обычные сумки из натуральной кожи в 1,5 тысячи рублей», — привел пример таможенник.

7,5 млрд в доход государства

Фото: Пресс-служба ФТС России

Сейчас суды уже рассмотрели 21 дело об административном правонарушении по фактам хранения незаконно ввезенных товаров. В доход государства обратили товаров на сумму в 7,45 млрд рублей. Большая часть — это наручные часы стоимостью 7,2 млрд, а также сумки, предметы обуви, одежды и аксессуары, алкоголь и табак еще на 66 млн рублей. Только шесть мобильных телефонов марки Verty и Celsius, инкрустированные золотом, эксперты оценили в 22,5 млн рублей.

В январе этого года Арбитражный суд Москвы постановил уничтожить также 161 украшение, изъятое в подпольном бутике, на общую сумму 1,66 млрд рублей. Товар признали контрафактным. Украшения были маркированы товарным знаком известной американской фирмы Harry Winston, но оказались подделками. Они выдавалась за подлинные, но продавались по «брендовой цене»: например, кольцо с ценником в 618 тысяч долларов эксперты оценили в 47 тысяч долларов, а «брендовое» колье за 615 тысяч евро — в 105 тысяч евро.

По словам эксперта Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления (ЦЭКТУ) ФТС России Светланы Марченко, изъятая на Дорогомиловской улице «ювелирка» стала апофеозом ее 20-летней карьеры. Эксперт говорит, что на примере изымаемых таможенниками ценностей можно легко проследить рост благосостояния населения. Так, с середины 1990-х до начала 2000-х годов контрабандисты везли килограммы турецкого золота без драгоценных камней, было очень мало «ювелирки» из Таиланда. До этого времени россияне знали о брендовых часах лишь понаслышке. Но с ростом доходов люди стали покупать не просто «золото-бриллианты», а эксклюзивные, брендовые вещи.

Марченко поделилась опытом своей работы. Она рассказала, что с определением подлинности часов ей было проще, с ювелирными изделиями — сложнее: их сейчас сотни, и многие бренды неизвестны экспертам. Чтобы сравнить изделия, часто требуется оригинал, а некоторые фирмы делают неповторимые изделия, сказала Марченко.

Что будет с «ювелиркой»?

Фото: Пресс-служба ФТС России

Как будут уничтожать «ювелирку», пока не совсем ясно: это будут решать в Гохране. Разберут изделия на части или же просто уберут поддельное клеймо, определят именно там. «Не знаю, у кого рука поднимется. Мне кажется, эти изделия могут жить, ведь они по-своему уникальны и очень высокого качества», — заметила Светлана Марченко.

Она призналась, что украшения не стыдно было бы надеть и звездам Голливуда. Именно Марченко оценивала всю «коллекцию», изъятую в подпольном бутике. По словам эксперта, «бренд брендом», но в поддельных украшениях использовали очень дорогие материалы: золото, платину, редкие розовые и зеленые бриллианты, камни высокой степени огранки, качества, чистоты и веса, жемчуг, культивированный в австралийских южных морях.

Один из самых дорогих и интересных экспонатов, которые показали журналистам, — колье с редким желтым бриллиантом весом в 40 карат. Само украшение выполнено из 50 белых бриллиантов. Его цена — 81 млн рублей. Однако это не самое дороге изделие: лежавшее рядом колье из 60 бриллиантов (каждый размером в горошину) стоит ни много ни мало 152 млн рублей.

По некоторым данным, за теневым бизнесом стоял предприниматель Сергей Сафоничев, которого считали одним из крупнейших продавцов элитных часов в Москве. Бизнесмен числился соучредителем компании «Гарри Винстон СНГ» — российского дистрибьютора люксовых часов бренда Harry Winston. В 2008 году данная компания была ликвидирована.

Таможенники признают: этот человек действительно проходил по возбужденным административным делам. Он называл себя представителем ООО «Грейс». Понесет ли он и уголовную ответственность, сказать сложно. По словам начальника отдела организации дознания Управления таможенных расследований и дознания (УТРД) Сергея Галенкова, решение предстоит принимать следственным органам МВД. По факту уклонения от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ) они уже возбудили порядка 160 уголовных дел, а по факту контрабанды (ст. 226.1 УК РФ) — одно. Кто является их фигурантами, не сообщается.