Украина не получит миллиард долларов от Международного валютного фонда (МВФ). Фонд собирался обсудить предоставление очередного транша кредита 20 марта, но вопрос внезапно исчез из повестки. Украинские СМИ полагают, что причина — в блокаде Донбасса. Из-за нее нужно пересмотреть макроэкономические показатели страны.

Президент Украины Петр Порошенко объявил, что Минфин прогнозирует замедление роста ВВП страны из-за блокады Донбасса. Политик отметил, что Украина в результате блокады полностью потеряла влияние на эту территорию. Порошенко рассчитывает, что страна в ближайшее время все-таки получит транш МВФ. Но случится ли это?

Андрей Блинов экономист, руководитель общественного проекта «Путь к успеху» «Есть понимание украинской верхушки сейчас: конечно, транш МВФ — это не временная какая-то отсрочка, это может произойти действительно навсегда. Блокада Донбасса — очень противоречивая вещь сегодня в украинской политике. То есть вся речь президента сводилась приблизительно к следующему: блокада — это зло, да здравствует блокада. Последствия от блокады Минфин просчитал. Данные по оптимистическому сценарию — 1,3% ВВП потеряет украинская экономика в этом году, если считать, что блокада длится до конца 2017-го. Если более пессимистичный сценарий — это 2,5% ВВП. Например, по гривне Минфин решился обнародовать показатели, согласно которым даже при самом благоприятном сценарии девальвация составит 3 гривны на доллар, а если сценарий будет пессимистичный, то более 5 гривен. Мне кажется, что по состоянию на сегодняшнее утро власть — что президент, что премьер-министр — еще не очень понимает, как реагировать на решение МВФ, и линия, чувствуется, еще не выработана».

Как иронизируют украинские экономисты, «теперь МВФ присоединился к блокаде и решил не давать Украине очередной миллиард кредита». Порошенко заявил, что четвертый транш критически необходим стране для пополнения золотовалютных резервов и поддержания курса гривны. Впрочем, значение этого транша преувеличено, считает украинский экономист и политолог Александр Дудчак.

Александр Дудчак экономист, политолог «Непонятно, почему так преувеличивают значение этого транша, потому что миллиард долларов на фоне долгов Украины — это сумма небольшая на фоне всех проблем, которые сейчас появились. Потому что одна блокада Донбасса наносит гораздо более серьезный ущерб, чем неполучение этого транша. А потери от выручки металлопродукции, потери, связанные с переплатой за уголь, неполучение денег в бюджет… В общем-то, Украина с лихвой перекрывает раз в пять объем потерь, связанных именно с блокадой Донбасса, чем просто не получит еще 1 млрд, который пойдет, скорее всего, на какие-то там реформы, на пополнение золотовалютных резервов. Но, в общем-то, несравнимые цифры. Если не получат, ну, не получат. На объем катастрофы это не сильно повлияет. Интересов и такой необходимости у МВФ к выделению нового транша, можно сказать, нет. Все, что нужно было от Украины, они уже получили».

Сам Петр Порошенко сравнил ситуацию в экономике Украины с пациентом, который «уже был на грани с потусторонним миром», попал в реанимацию, выжил и выписался из больницы. При этом президент отметил, что результаты, достигнутые в развитии экономики страны, еще не привели к тому, чтобы это почувствовали простые украинцы.