Тверской суд Москвы назначил 15 суток ареста оппозиционеру Алексею Навальному, устроившему антикоррупционное шествие на Тверской. Он был признан виновным в неповиновении законному распоряжению сотрудников полиции (ч. 1 ст. 19.3 КоАП). За организацию несанкционированной акции он заплатит штраф в 20 тысяч рублей.

Эти действия суд трактовал как организацию массового одновременного пребывания и передвижения граждан в общественных местах, которое повлекло нарушение общественного порядка (ст. 20.2.2 КоАП). На процесс политик требовал вызвать премьера Дмитрия Медведева, однако ему отказали.

В суд Навального доставили в суд около 10:00, но заседание началось только около полудня. Политик, который провел ночь в ОВД «Коньково», сказал, что благодарен людям, которые накануне пытались освободить его из полицейского автобуса. «Хотя я высовывался в окно и призывал не освобождать меня, а идти дальше по Тверской», — заметил он.

В несанкционированной акции, которая прошла 26 марта, приняло участие, по разным оценкам, от 7 тысяч до 20 тысяч человек. Сторонники Навального требовали расследовать информацию, изложенную в фильме Фонда борьбы с коррупцией «Он вам не Димон». В нем рассказывалось о российской и зарубежной недвижимости стоимостью 70 млрд рублей, которая якобы принадлежит премьер-министру Дмитрию Медведеву. Авторы фильма утверждают, что загородные дома, яхты и виноградники были оформлены на благотворительные фонды, которые возглавляет однокурсник премьера Илья Елисеев. По словам Навального, расследование посмотрели 14 миллионов человек. Митинги против коррупции также прошли в десятках российских городов.

Изначально Навальный просил разрешить шествие от площади Тверская Застава до Охотного Ряда. Власти ему в этом отказали, предложив провести мероприятие в Сокольниках или Люблине. Однако Навальный собрал людей в центре города. В результате на Тверской, сообщило МВД, были задержаны около 600 человек. Впрочем, по сведениям Навального, их число превысило тысячу. Среди них был и сам оппозиционер.

Фальсификация дела

Для слушания выделили самый большой зал, который оказался забит до отказа. Заседание началось со скандала. Адвокат политика Ольга Михайлова обвинила полицию в фальсификации материалов дела. Она рассказала, что сначала Навального обвиняли по более мягкой статье. По ее словам, сотрудники ОВД «Коньково» первоначально составили протокол по статье 20.2 КоАП («нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования»). Она не предусматривает наказания в виде ареста. По части 1-й этой статьи может быть назначен штраф в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей или обязательные работы на срок до 40 часов.

Защитницу ознакомили с административным протоколом и даже выдали ей копии рапортов полицейских. Однако в суд были направлены материалы о совершении Навальным другого, более серьезного проступка: ему вменили ч. 1 ст. 20.2.2 КоАП «организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекшая нарушение общественного порядка», поэтому ему грозило уже до 15 суток ареста.

Михайлова обратила внимание суда на то, что рукописные рапорты полицейских исчезли, а вместо них в деле появились составленные на компьютере с другим содержанием. По мнению защитницы, это произошло «после совещаний и согласований с руководством» и указаний, поступивших явно «извне».

Михайлова ходатайствовала о вызове в суд для допроса старшего лейтенанта полиции Головкова и младшего лейтенанта полиции Мысина, подписавших рапорты. Также она просила вынести частное определение в адрес столичной полиции.

Сам Навальный просьбы поддержал. Он заметил, что в целом в ОВД «Коньково», где он провел ночь, к нему отнеслись «замечательно». «Мне дали чая, подушку, все было очень хорошо. Там даже был матрас, прекрасный и мягкий, а все были страшно вежливыми. Узнав, что у меня пост, сказали: «Мы тебе постного дадим», — рассказал он. При этом политик возмущался фактом подделки документов. «Нельзя заставить человека расписаться, дать ему копию, а потом привести в суд другие материалы», — негодовал он.

Для чего Навальный просил вызвать премьера

После этого Навальный потребовал вызвать в суд для допроса премьер-министра Дмитрия Медведева. Он утверждал, что именно «коррупционная активность» последнего и стала причиной шествия на Тверской улице. «Мы его вызовем, и он нам расскажет о причинах, почему люди вышли на улицы в Москве и 99 городах России», — был уверен задержанный.

Однако судья Алеся Орехова решила не вызывать в суд ни премьера, ни полицейских. Также она отказала в истребовании из полиции первоначальных рапортов и не захотела допросить как свидетелей очевидцев акции: пресс-секретаря Навального Киру Ярмыш и юриста ФСБ Ивана Жданова.

Ольга Михайлова ходатайствовала о прекращении производства по делу. Она утверждала, что Навальный закон не нарушал. Сам политик рассказал, что заблаговременно подал заявку на проведение шествия по Тверской улице. Он отметил, что правительство Москвы должно было либо согласовывать акцию, либо в течение трех дней предоставить альтернативное место. «В течение трех дней нам не предложили альтернативу. Нас уведомили только накануне», — сказал задержанный. В тоже время московской мэрии ранее сообщили, что они еще 22 марта предложили перенести шествие.

Навальный вспомнил постановление Конституционного суда. По словам Навального, в нем говорится, что в случае отсутствия своевременного ответа акцию можно проводить по ранее заявленному адресу.

«Негодники» из правительства

«Если в правительстве Москвы сидят негодники, которые не соблюдают закон, что же я на них должен равняться?» — задал риторический вопрос оппозиционер. Он настаивал на том, что акция на Тверской прошла без нарушений. «Мы спокойно шли, но нас задержали, и теперь я почему-то нахожусь здесь с вами», — посетовал Навальный. «Мы выпустили расследование, его посмотрели 14 миллионов человек. Они задали вопросы власти, власть молчит», — подытожил он.

Ожидая решение суда, Навальный готовился к аресту. Он волновался, что, когда он выйдет на волю, на улице наступит весна. Но судья Орехова назначила ему штраф в 20 тысяч рублей.

Впрочем, вскоре выяснилось, что посадить на 15 суток Навального все-таки могут. Сразу же после окончания заседания оказалось, что в суд поступило второе административное дело. На этот раз Навального обвинили в неповиновении законному распоряжению сотрудников полиции (ч. 1 ст. 19.3 КоАП). По словам политика, протокол по этой статье полицейские составили ночью. Он не стал подписывать документ.

Навальный и его адвокат просили отложить процесс на день, чтобы они могли подготовиться к рассмотрению дела. «Какая разница, когда вы посадите меня на 15 суток, сегодня или завтра?» — спросил судью оппозиционер. Но та была непреклонна и не перенесла слушание. Также она отказалась взять самоотвод. Ходатайства об истребовании доказательств или допросе свидетелей вновь были отвергнуты.

15 суток за «суматоху»

Из материалов дела следовало, что Навальный после организации незаконного шествия по Тверской численностью «примерно четыре тысяси человек» отказался проехать в отдел полиции, тем самым «проигнорировав законные требования старшего лейтенанта полиции Головкова и младшего лейтенанта полиции Мысина». Стражи порядка указали, что он «стал вырываться, хвататься за форменное обмундирование и создал суматоху».

Сам Навальный признал, что полицейские к нему подходили. Однако, по его словам, они не представились и не показали удостоверений. «Зачем они подходили? Понятия не имею. В один момент я подумал, что меня хотят отвезти на одну из дач Медведева. Меня схватили и потащили в суматохе. Но не хотел я на дачу к Медведеву, я ее видел», — заявил политик.

Он добавил, что не слышал законных распоряжений стражей порядка, а незаконным он «не подчиняется». Однако судья согласилась с версией полиции и отправила Навального в спецприемник для административно задержанных на 15 суток. Срок наказания она постановила исчислять с 14:28 26 марта. Таким образом, на воле Навальный окажется днем 9 апреля.

Прежде чем его увел конвой, политик успел дать интервью прямо в зале суда. Он обещал, что Фонд борьбы с коррупцией окажет юридическую помощь всем гражданам, задержанным на митинге в Москве. «Сейчас крайне важно разъяснить людям, что важно обжаловать свое задержание», — сказал Навальный.

Он напомнил, что многих граждан уже отпустили, ограничившись разъяснениями. Однако он считает, что людям необходимо зафиксировать задержания, чтобы в дальнейшем они могли обратиться Европейский суд по правам человека.

Как стало известно 27 марта, также были задержаны более десяти сотрудников ФБК, которые в воскресенье организовали в Интернете прямую трансляцию акций оппозиции. Тогда полиция эвакуировала здание, где расположен фонд, сославшись на угрозу взрыва. Задержанным вменили неповиновение законному распоряжению сотрудников полиции. Ожидается, что материалы по cт. 19.3 КоАП в понедельник рассмотрит Симоновский суд Москвы.