Верховный суд России 6 апреля приступил к рассмотрению по существу иска Минюста РФ о признании «Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России» экстремистской организацией. На заседании представитель министерства назвала причины, почему ведомство требует ликвидировать организацию и запретить ее деятельность на территории страны.

Главные претензии — отказ в переливании крови и распространение запрещенной литературы. Первое, по мнению Минюста, нарушает право граждан на беспрепятственное получение медицинской помощи, второе несет угрозу безопасности страны.

Приводя устные пояснения по своему иску в Верховном суде России, представитель министерства Светлана Борисова заявила, что иск о запрете центральной организации иеговистов подан в целях «укрепления законности и предотвращения нарушения интересов общественного порядка и безопасности, а также предотвращения экстремистской деятельности». Она отметила, что исповедуемый иеговистами запрет на переливание крови может создать в ряде случаев угрозу для жизни и здоровья человека.

Представитель Минюста отметила, что к такому выводу пришла еще в 1999 году религиоведческая экспертиза, которая была назначена при исследовании журнала «Сторожевая башня». Он является основным средством распространения учения «Свидетелей Иеговы». Впоследствии журнал был признан экстремистской литературой и запрещен.

Иллюстрируя свою мысль, представитель истца представила Верховному суду копию решения Ленинского районного суда Иванова. Он был вынужден вынести решение, которым обязал местную больницу перелить препараты крови и его компоненты несовершеннолетней девочке 2008 года рождения. Врачам запрещал это делать ее отец, разделяющий вероучение «Свидетелей Иеговы», сказала юрист.

Экстремистские материалы

Представитель Минюста отметила, что всего экстремистскими были признаны 95 печатных материалов, которые издавали структурные подразделения «Свидетелей Иеговы». Она привела данные, согласно которым в 2014-2015 годах иеговисты выпустили 106 млн брошюр, а расходы на их производство и доставку составили миллионы рублей. Борисова добавила, что в список экстремистских были включены официальные сайты «Свидетелей Иеговы», онлайн-библиотека, а также размещенные на них материалы.

Оперируя данными о движении денежных средств на счетах ответчика, Борисова подчеркнула, что «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России», который координирует и направляет деятельность входящих в ее структуру центров иеговистов, участвует в финансировании деятельности организаций, признанных экстремистскими, а также «помогает распространять экстремистскую литературу, ввозимую из-за рубежа».

Всего, по данным Минюста, с 1996 по 2016 годы суды признали экстремистскими и запретили восемь местных структурных организаций иеговистов из Таганрога, Самары, Абинска (Краснодарский край), Старого Оскола, Белгорода, Элисты, Орла и Биробиджана. «В отношении еще двух организаций инициирована процедура ликвидации, а еще десять привлечены к административной ответственности», — сказала представитель Минюста.

Светлана Борисова проинформировала суд о том, что с 2009 по 2016 годы в 25 субъектах РФ прокуратура вынесла 51 предупреждение региональным отделениям иеговистов о недопущении осуществления экстремистской деятельности и распространения экстремистских материалов. Несмотря на это, их последователи продолжают раздавать запрещению литературу. Она озвучила решения судов, оштрафовавших иеговистов за распространение журналов и брошюр.

Угрозы от иеговистов

Рассматривающий дело судья Верховного суда Юрий Иваненко поинтересовался, какую именно угрозу деятельность религиозной организации несет общественному порядку и безопасности страны. В ответ представитель Минюста заявила, что угрозы представляют «призывы» иеговистов «не переливать кровь и дискриминировать по принципу отношения к религии».

«А если граждане соберутся и будут изучать книжки, как быть с правами верующих?» — спросил судья. Также он хотел знать, смогут ли адепты учения иеговистов собираться, молиться и отправлять религиозные обряды в случае запрета организации.

Представитель Минюста была убеждена, что в случае удовлетворения административного иска «права граждан на свободу совести не будут умаляться». Она отметила, что под запретом будет только «изучение материалов, внесенных в список экстремистской литературы». «А это список пересматривается?» — уточнил Юрий Иваненко. «Да, бывает», — последовал ответ. При этом Борисова не знала пересматривались ли претензии к изданиям иеговистов с учетом изменений в законодательстве, касающихся требований к экстремистской литературе.

Председательствующий напомнил, что по закону Библия и Коран не могут быть признаны экстремистской литературой. Судья также спросил, насколько необходима ликвидация религиозной организации, у которой в России было создано 395 филиалов (к 382-м из них в настоящее время претензий нет — Business FM). «Полагаю, абсолютно необходима», — была убеждена Борисова. Представитель Минюста заявила, что иным способом «невозможно остановить распространение экстремистской литературы».

«С учетом большого количества членов организации, которые хранят и распространяют экстремистские материалы, это несет угрозу безопасности Российской Федерации», — сделала вывод сотрудница министерства. При этом, отвечая на вопрос суда, она больше не смогла привести примеров, кроме того что иеговисты не давали переливать кровь.

Право не переливать кровь

В свою очередь, представители ответчика не признали иск. Они ответили и на претензии относительно отказа переливать кровь, и по вопросу непресечения распространения экстремистской литературы. «Непереливание крови — это не признак экстремистской деятельности. Других оснований для ликвидации в иске не изложено», — озвучил позицию «Управленческого центра» представляющий его интересы адвокат.

Он заявил, что в единственном случае отказа в переливании крови, который назвала представитель Минюста, речи об угрозе жизни ребенку не шло. Юрист рассказал, что в ходе планового лечения врачи констатировали у ребенка низкий уровень гемоглобина. «Тогда встает вопрос, как лечить: перелить чужую кровь или влить лекарственный препарат эритропоэтин. Родители выбрали второе», — рассказал юрист. По его словам, медики сочли иначе, именно потому и потребовалось решение суда.

Юрист отметил, что по закону каждый человек, будь он свидетель Иеговы или нет, вправе отказаться от любого метода лечения. «Даже если речь идет о том, принимать таблетку аспирина или нет», — сказал он.

Кроме того, представитель «Управленческого центра» добавил, что 95 печатных изданий иеговистов, которые внесены в список экстремистской литературы, составляют всего 0,1% от всей их литературы. Он обратил внимание суда на то, что литература «Свидетелей Иеговы» не ввозится в Россию уже в течение двух лет. «Как «Управленческий центр» может распространять литературу, которую не ввозят?» — задал он вопрос представителю истца. Тогда представитель Минюста высказала предположение, что литературу могут возить через транспортные компании, с которыми у «Управленского центра» заключены договоры.

Процесс продолжится 7 апреля в 10:00. Суд планирует заслушать устные пояснения ответчика, а также допросить четырех свидетелей с его стороны.