Мосгорсуд 12 апреля отказался перевести под домашний арест бывшего губернатора Кировской области Никиту Белых, обвиняемого в получении взяток на сумму 600 тысяч евро. Защита апеллировала к тому, что в условиях СИЗО у фигуранта сильно пошатнулось здоровье: не так давно у арестованного нашли заболевание мозга, и в условиях неволи ему грозит инвалидность. Однако аргументы защиты не помогли.

В Мосгорсуде адвокат обвиняемого Андрей Грохотов обжаловал решение Басманного суда Москвы. 22 марта районная инстанция по ходатайству СКР продлила фигуранту срок нахождения под стражей до года, то есть до 24 июня 2017 года.

В суд с тростью

В слушании Белых участвовал по телеконференцсвязи, установленной из СИЗО «Лефортово». Обложившись кипой документов, политик периодически опирался на трость, которой начал пользоваться после того, как в заключении у него обострились заболевания опорно-двигательного аппарата. В феврале ему даже пришлось лечь в больницу «Матросской тишины».

Как сообщил его адвокат Андрей Грохотов, после нахождения там его подзащитному и поставили диагноз «энцефалопатия второй степени». «Это когда происходят дегенеративные изменения в головном мозге из-за давления и сахарного диабета», — пояснил защитник.

Грохотов отметил, что состояние здоровья его подзащитного «вызывает обеспокоенность». «Если его оставить в СИЗО, то, боюсь, скоро можно будет ставить вопрос об инвалидности», — заметил юрист. Он просил освободить его клиента под подписку о невыезде или перевести под домашний арест. Для этого невеста Белых Екатерина Рейферт была готова предоставить свой дом в Подмосковье или квартиру в Москве.

По словам Грохотова, доводы следствия о том, что на воле обвиняемый может помешать расследованию, уже неактуальны. Он напомнил, что 29 марта расследование дела было завершено и Белых вместе с защитником приступили к ознакомлению с 45 томами уголовного дела. «Очевидно, что человек не может препятствовать следствию, которое уже закончено», — привел он аргумент.

Взятки на благотворительность

Губернатор Кировской области Никита Белых оказался в СИЗО 24 июня 2016 года после того, как, по версии следствия, был задержан с поличным при получении части взятки в 400 тысяч евро от гражданина Германии и России Юрия Судгаймера. Позже, 17 марта, ему предъявили обвинение в получении еще 200 тысяч евро от бывшего владельца «Нововятского лыжного комбината» Альберта Ларицкого через цепочку посредников. Следствие считает, что чиновник брал взятки в обмен на создание благоприятных условий по получению бизнесменами инвестконтрактов. Ему инкриминировали получение взяток в особо крупном размере (ч. 6 ст. 290 УК РФ).

Накануне заседания защита экс-губернатора анонсировала, что подробно раскроет позицию Белых по вменяемым эпизодам.

В среду Андрей Грохотов сообщил, что деньги от бизнесмена Судгаймера Никита Белых взял для того, чтобы потратить на благотворительность, а именно на финансирование Военно-исторического общества города Кирова. По словам юриста, имеющиеся в деле расшифровки разговоров с немецким бизнесменом это подтверждают. Как отметил защитник, в них Судгаймер говорил, что он как иностранец не может перечислить деньги Военно-историческому обществу безналичным путем, и спрашивал о том, может ли он передать их Белых наличными. «О какой взятке в этой ситуации может идти речь? Ее в принципе нет», — был убежден адвокат.

По мнению Грохотова, действия чиновника в данном случае можно было бы квалифицировать по статье «злоупотребление должностными полномочиями» (ст. 285 УК РФ), но никак не по статье «взятка» (ч. 6 ст. 290 УК РФ). Первая статья УК гораздо более мягкая: обвиняемому может грозить до семи лет лишения свободы, тогда как по обвинению во взяточничестве — до 12 лет. Грохотов настаивал на том, что «следствие заблуждается», и заявил, что защита готова помочь ему в «более адекватной квалификации».

Коснувшись обвинения Белых в получении взяток от Альберта Ларицкого, адвокат заявил, что его добавили «до кучи», чтобы усилить первое обвинение и показать, что политик — «взяточник». По мнению защитника, если давшие против Белых показания люди и брали деньги «под него», то его клиент об этом не знал. «В этом тоже надо разбираться», — сказал Грохотов.

Белых: «Это не имеет отношения ни к взяткам, ни к коррупции»

Сам Белых сказал, что является «убежденным сторонником верховенства закона», и просил выпустить его на волю. «У меня реально ухудшается здоровье, и в условиях СИЗО нет возможности полноценно работать с защитой», — посетовал он.

Обвиняемый назвал арест избыточной мерой, направленной на то, чтобы доставить подследственному «максимальные страдания и мучения», сделать так, чтобы тот «охотнее шел на договоренности и компромиссы». «Я готов нести ответственность за то, что совершал, но это не имеет отношения ни к взяткам, ни к коррупции», — подытожил бывший чиновник.

Взявшая после него слово следователь Надежда Санарова назвала решение Басманного суда законным и просила оставить его без изменений. Она отметила, что имеющиеся у Белых болезни не входят в перечень заболеваний, утвержденных правительством, с которыми запрещено держать человека под стражей.

Ее позицию разделяла прокурор: она подчеркнула, что расследование дела не завершено, а окончены лишь основные следственные действия. Она также полагала, что с началом ознакомления с делом, напротив, выросла вероятность того, что Белых будет давить на свидетелей. «Обвиняемому станут известны все доказательства, которые следствие насобирало, и он с защитниками могут начать оказывать давление на свидетелей», — сказала прокурор.

Пока зал ждал решение суда, Никита Белых поздравлял всех с Днем космонавтики, а также признавался в любви к своей невесте Екатерине Рейферт. Он спрашивал, любит ли она его. «Это мне здорово помогает, иначе болячки достанут окончательно. Опять ноги разболелись, старею, спина болит. Держись, мы обязательно поженимся», — обещал он любимой.

Однако радужный настрой, возникший в зале суда, несколько сбила судья Ольга Кривоусова. Выйдя из совещательной комнаты, она оставила решение Басманного суда без изменения, а апелляционную жалобу защиты — без удовлетворения.

Отметим, что, как отмечает «Интерфакс», энцефалопатия является общим названием для невоспалительных заболеваний головного мозга. Она может быть приобретенной, в том числе по причинам диабета. Лечение носит длительный курсовой характер.