Когда закончится ремонт московских улиц? Сколько он стоит и откуда власти берут деньги на реконструкцию? Поедут ли машины быстрее по дорогам, которые сужают, и все ли было продумано с установкой бордюров посреди проезжей части? О будущем широких тротуаров зимой, о гарантийных сроках на ремонт и строительство дорог, и, конечно о реновации — на главные вопросы, волнующие москвичей, в прямом эфире Business FM ответил мэр Москвы Сергей Собянин.

Главный редактор Business FM Илья Копелевич с главного и начал: «Когда все это закончится?» Речь о реконструкции центральных улиц. Мэр ответил, что в глобальном смысле все уже случилось, и сосредоточился именно на глобальности проекта, который, к тому же, реализовывался в очень сложных условиях:

Сергей Собянин мэр Москвы «Лета практически не было, лили проливные дожди, можно себе представить людей, которые ковыряются в этой грязи под проливным дождем. Вспоминается фильм про Павку Корчагина, когда они героические подвиги комсомольские совершали. Все напоминает эту картинку».

Но дискомфортно было не только павкам в оранжевых жилетах. Этим летом (которого не было) водители резко вспомнили о том, что такое девяти- и десятибалльные пробки. И вот, когда ремонт дорог и тротуаров уже почти закончен, власти предупредили: «Готовитесь к осеннему коллапсу». Объяснение: люди, вернувшиеся из отпуска, погода, и то, что транзитный трафик из одного города области в другой пошел через центр Москвы. Сужение проезжей части в некоторых местах, по словам мэра, напротив, позволит столице поехать быстрее:

— Ширина тротуаров. В среднем ширина тротуара на Садовом кольце составит 12,5 метра. Насколько мы уверены в том, что именно такая пропорция будет идеальна для всех?

— Все объекты, которые реконструируем, во-первых, прогоняем на математический анализ и прогноз, и что будет после реконструкции. После реконструкции мы следим, как изменился трафик на этих улицах. Ни на Тверской, ни на Арбате, ни на Моховой движение не ухудшилось по сравнению с тем, что было раньше. Я уверен, что и после реконструкции этого года пропускная способность улиц не уменьшится. Происходит сужение только за счет выравнивания полос, в одном месте восемь полос, в другом четыре, в другом три, образуется горловина, и она ни к чему хорошему не приводит, во-первых, и плюс мы приводим ширину полос от танковой, советской к европейской норме».

Тротуар в 12 метров летом занят верандами кафе и пешеходами. Что там будет зимой? Не появятся ли в центре Москвы широкие незапланированные катки? Ведь люди жаловались на скользкую плитку. При ледяном дожде падают одинаково и на плитке, и на асфальте, заявил мэр, но ошибки учтены, корзины с гранитной крошкой в нужных местах расставлены, а пешеходы для широких тротуаров найдутся, пообещал Собянин. А вот с новой проблемой на проезжей части власти пока не справились, но это вопрос считанных дней, заверил градоначальник:

— Треугольнички, которые раньше были просто белым нарисованы, а теперь стали высокими бордюрами, и от многих автомобилистов слышно, что происходят аварии, они на них налетают, не успевают отвернуть.

— Незаконченные проекты. Конечно, должные быть яркие четкие обозначения, буфера, чтобы это было безопасно. Вопрос дней для того, чтобы довести до конца такие проекты.

Вопрос года в Москве — реновация. После появления списков домов, попавших в программу и вышедших из нее, в обществе наступило относительное затишье. Но потенциальным переселенцам все еще интересно, когда и куда именно они переедут.

Куда — список стартовых площадок для первой волны появится в октябре. Когда переезд — вопрос пока преждевременный. Тех, кто рассчитывал на заселение в квартиры в уже готовых домах, которые независимые застройщики на рынке продать не могут, Сергей Собянин призвал подождать. Уже построенные дома в большинстве случаев не соответствуют критериям реновации. А вот с оценкой влияния реновации на рынок жилья в перспективе десяти лет мэр был очень осторожен:

— То есть снижение цен возможно, на ваш взгляд? Исходя из тех цифр, которые мы сейчас видим.

— Да, вполне. Но я не буду утверждать, у нас один коллега утвердительно сказал, что цены будут снижаться, и получил предписание от Федеральной антимонопольной службы, так как он должностное лицо, чтобы он не позволял себе такие вещи, которые влияют на рынок.

К новоселью, возможно, скоро придется готовиться и некоторым чиновникам. Обсуждается вариант переезда нескольких федеральных министерств в «Москву-Сити». Конкретики нет, но мэрия за. Освобожденные территории можно и нужно будет благоустроить, говорит Сергей Собянин и переходит к ответу на главный вопрос:

«Я вам скажу, откуда деньги. В свое время около 30 млрд рублей каждый год субсидировалось монополистам, энергетикам, тепловикам, водоканалу, газовикам и так далее — для чего? Для того, чтобы они сильно не поднимали тарифы. На самом деле они поднимали. По сути дела в прямом смысле деньги вылетали в трубу. Мы перестали давать такого рода субсидии безадресные, зажали увеличение тарифов, и они сегодня идут не выше инфляции, высвобожденные деньги отдали на благоустройство города. Деньги, которые вылетали в трубу, сегодня превратились в реально благоустроенный город».

Оценить, во сколько в среднем обходится благоустройство одного квадратного метра столицы, Сергей Собянин не смог: слишком разные задачи приходится решать в той или иной части города. Однако уставших от бесконечного ремонта москвичей мэр заверил: большинство из этих задач уже решены.

Полную версию интервью читайте 7 сентября на BFM.ru