Выборы главы РАН приближаются. Избрание президента, сорвавшееся весной, должно пройти во вторник, 26 сентября. Но до сих пор непонятно, удастся ли расширенному составу академии выбрать президента. Под вопросом явка и кворум.

Однако и позиции претендентов тоже не до конца ясны. Встреча Александра Сергеева с прессой прошла по настоящим предвыборным канонам, заимствованным из большой политики. Второй ее участник — бывший кандидат на этот пост проректор МГУ Алексей Хохлов — призвал своих сторонников голосовать за Сергеева.

Дело в том, что по новым правилам список кандидатур, по которым пройдет голосование, должно предварительно утвердить правительство. И вот оно по неизвестным никому причинам вычеркнуло Хохлова из списка наряду с академиком Валерием Черешневым.

Считается, что из пятерых оставшихся реальных кандидатур три — Александр Сергеев, Геннадий Красников и Владислав Панченко. Красникова часто называют бизнесменом от науки, которому благоволят чиновники, но которого недолюбливают ученые, а про директора Института молекулярной физики Владислава Панченко говорят, что члены академии несколько настороженно относятся к нему, так как он близок к главе Курчатовского института Михаилу Ковальчуку — старшему брату владельца банка «Россия» Юрия Ковальчука.

Проблема не в этом, а в отсутствии программы, заявил Business FM академик Алексей Хохлов. Теперь, не будучи уже кандидатом на пост президента, он имел возможность высказываться несколько более свободно:

Алексей Хохлов академик «Мы не можем гадать на кофейной гуще. Программа должна быть опубликована, она должна быть проанализирована. Вот я, на самом деле, перед тем, как мы начали взаимодействовать с Александром Михайловичем, прочитал внимательно его программу, понял, что у нас нет принципиальных каких-то разногласий, и после этого мы начали диалог. Без публикации программы такого типа вещи были бы невозможны, поэтому мы ждем. Может быть, еще в дни, оставшиеся до общего собрания, эти два кандидата опубликуют какие-то свои воззрения на то, как должна развиваться Российская академия наук».

Стоит отметить, что свою программу Владислав Панченко все же публиковал. Правда, не сейчас, а значительно раньше — еще весной. Не с программами связано брожение в академических кругах, а с тем, что вся процедура выборов стала слишком запутанной и тяжеловесной, а мотивировка решений, принимаемых в правительстве, вообще никому непонятна, говорит член РАН, математик Виктор Васильев:

Виктор Васильев член Российской академии наук «С программой это не может быть связано. Это изначально может быть связано с личностью, с тем, насколько они внушают доверие, но, почему эти подходят, а эти не подходят, понять невозможно. Люди просто гадают и не знают. Хохлов, а тем более Черешнев — некая загадочная история. Ну, наверное, там на случай каких-нибудь совершенно крайних ситуаций, если кто-нибудь замечен в чем-то совершенно страшном, наверное, можно проконтролировать. Но, когда ничего не понятно, вот взяли и без объяснения причин этих пропустили, этих не пропустили — это вещь какая-то совершенно непонятная».

Конечно же, Александра Сергеева не преминули спросить о возможной связи Владислава Панченко с Юрием Ковальчуком. На этот вопрос также ответил Алексей Хохлов, заметив, что не стоит преувеличивать значение того, кто с кем знаком и чьим родственником является. «Если мы начнем разбираться, то выясним, что многие в этом зале через кого-то с кем-то знакомы», — сказал он.

Одна из главных причин проблем РАН — ее закрытость, резюмировал Александр Сергеев. Он пообещал быть очень доступным для прессы, если его изберут президентом академии.